Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Самая популярная мера поддержки производственного бизнеса сегодня ТОСЭР. Пром.площадка или индустриальный парк? Концепция пропарка Кукмор "Еда с посудой" и другие аспекты развития территорий в Интервью газете "Реальное время"

Мы можем подобрать для Вашего проекта территорию (земельный участок, здания), оптимально подходящие под Ваши потребности (близость к сырьевым источникам, персонал требуемой квалификации, транспортная доступность, предприятия-смежники, рынки сбыта продукции) с учетом предоставляемых инвестору преференций (льгот, субсидий) 
При необходимости - оставляйте нам заявку (анкету)!

В Республике Татарстан для инвестора (предпринимателя) построена достаточная и необходимая производственная, складская, логистическая инфраструктура (и процесс ее расширения и обновления продолжается):

  • особые экономические зоны (ОЭЗ),
  • территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР),
  • промышленные (индустриальные) парки, технополисы,
  • подготовленные промышленные площадки в муниципальных районах,
  • транспортная сеть (дороги, развязки, стоянки грузового транспорта)
  • логистические объекты (склады, оптово-распределительные центры)
  • бизнес-инкубаторы, коворкинг-центры,
  • Инновационно-производственные технопарки (ИПТ),
  • Иннополис, ИТ парки.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
- резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР),
- резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
- бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
- разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
- консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
- подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
- проведение исследований рынков (маркетинговых),
- привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес. 

Сергей Маслехин, «Верное решение»: «ПОЗИСу надо бы реализовать один из своих проектов на территории ТОСЭР\ОЭЗ или размещать заказы в Китае»
 
Руководитель консалтинговой компании «Верное решение» Сергей Маслехин с 2011 года консультирует малый бизнес, помогая ему получать господдержку.
За шесть лет компания привлекла для своих клиентов 2 млрд рублей государственного финансирования в виде грантов, субсидий, льгот и преференций. Почему татарстанский ПОЗИС не сможет получить налоговые льготы в ТОСЭР, а его китайский конкурент может на них рассчитывать и куда сегодня стремятся за получением льготного режима производственники, он рассказал в интервью «Реальному времени».
 
«Мы делаем для малого бизнеса все то, что он не умеет или не решается или не успевает делать сам»
 
- Сергей Владимирович, вы работали в холдингах «Мобильные ТелеСистемы» «ГазпромтрансгазКазань», начинали работать с крупными заказчиками – например, «Таттелеком», И вдруг – малый и микробизнес. С чего такая смена масштаба?
C «Таттелеком» - это был разовый заказ на мои компетенции во внедрении систем инвестиционного планирования. Выполненные работы для Таттрансгаз и МТС – это были проекты, реализованные в ходе работы в этих холдингах. В частном бизнесе эффективнее и комфортнее себя реализовывать в направлениях, которые тебе же и нравится развивать. Я – по складу работы автоматизатор. Выступаю за автоматизацию труда, чтобы превалировал интеллектуальный, а не механический. Для примера. Как-то мне передали участок ведения накладных расходов. Предшественница вела таблицу сметы на год и в ней карандашом указывала выданные суммы. Я разработал базу данных, чтобы каждый факт выдачи средств в ней учитывался и всегда был виден актуальный остаток от сметы.
А массовый консалтинг, когда клиенты обращаются не один раз, у нас начался в 2011 году. Я до этого работал по продвижению в консалтинговой компании. На одной из презентаций были представители ТПП Набережных Челнов. Они предложили мне открыть у них консультационный центр, сказали, что к ним обращаются за ко6нсультациями предприниматели, но не хватает квалифицированных людей, которые могли бы ответить на их запросы или помочь разработать документы.
Сегодня мы делаем для малого бизнеса все то, что он боится делать сам, либо у него нет для этого компетенции или не хватает времени
- начиная от написания делового письма
- до сопровождения УК объекта инфраструктуры или команды муниципалитета в течение нескольких месяцев или лет.
 
Предприниматели перепоручают нам работу :
  • маркетолога,
  • экономиста,
  • финансиста, налоговика
  • юриста, даже патентоведа,
  • инженера, аналитика по написанию ТЗ.
 
Со временем мы сформулировали для себя, какого персонала нет в малом бизнесе?
Именно этих специалистов, потому что час работы их дорогой и не каждый представитель МСБ может позволить себе держать таких сотрудников в штате.
Когда малый бизнес растет и переходит в средний, у него в штате появляются и юристы и экономисты-финансисты, и маркетологи. Это и эффективнее, и кажется, что все под контролем и конфиденциальность соблюдена. Но зачастую дороже.
Мы недавно готовили для одного руководителя девелоперской компании расчет – сколько ему бы стоила подготовка его промышленного парка к конкурсу Минэкономразвития РФ, если бы он держал специалистов в штате. Это работа месяцев на 5-7, потом перерыв - 1 год стройки и снова 3-4 месяца подготовки.
- Сколько в итоге сэкономила эта компания?
- Собственные ресурсы обошлись бы ей раза в три дороже.
И главное: важно не просто набрать позиции в штат.
Есть определенный багаж знаний, опыта, связей или умения наводить эти связи. У нашей компании имеются компетенции и определенная смелость в наведении контактов с чиновниками. С 2013 года мы начинали набирать компетенции по созданию, развитию и управлению коммерческой промышленной (индустриальной) недвижимостью и землей.
- Какова стоимость услуг вашей компании?
- В зависимости от квалификации работ стоимость часа «плавает» от 1000 рублей до 7,5 тыс. рублей.
- Какие работы самые дорогие?
- Участие ведущих консультантов - личное консультирование, контроль качества работ, подготовка команды заказчика к защите – «репетиции» или личное участие в защите, например, когда компания подготовила пакет документации, и теперь ее надо защищать. Это может быть получение субсидий или гранта, налоговые льготы, кредит в банке.
- К вам обращаются компании не только из Татарстана. Как они о вас узнают?
- Мы наполняем материалами и таким образом продвигаем свой сайт. Сотрудничаем с Ассоциациями, ТПП, Министерствами, муниципалитетами, другими партнерами.
В нашем деле репутация и рекомендация - два главных фактора.
Недавно приезжала компания из Перми, они о нас узнали из интернета. Обращаются компании из Владимира, Иваново, Московской области. Они видят, что Татарстан развивается, значит здесь есть опыт.
 - Сколько человек работает в вашей компании?
- У нас штат плавающий. Ядро компании - 10-12 человек. Скоро станет классикой для консультантов работать не только со штатными, но и с внештатными специалистами. Я где-то читал, что в XXI веке хорошо развиваться будет тот, кто хорошо овладеет информационными технологиями, будет следить за их развитием и научится работать с внешним ресурсом – «фрилансом» и активно предлагать и использовать аутсорсинг, потому что брать всех себе в штат – отживающий тренд.
- Ежегодную выручку можете назвать?
- Зачем? Мы пока не участвуем в рейтингах российских консалтинговых компаний по выручке и количеству контрактов. Но мы динамично растем и удваиваем свои показатели активности каждый год, соответственно растут и обороты.
 
«Самая популярная мера поддержки производственного бизнеса сегодня ТОСЭР»
 
-2 млрд. рублей господдержки, которую вы получили для клиентов, из чего сложились?
- Вообще-то цифра даже больше будет, но мы взяли по-крупному – только индустриальные парки и ТОСЭР, не учитывая небольшие субсидии и гранты, например, по Фонду «Бортника»,  по «Лизинг-гранту», «Социальному бизнесу». Мы не считали кредиты и займы, полученные с нашей помощью, не стали производить стоимостную оценку пользы от контактов, выделения земли, льготных тарифов, ресурсов, согласований, разрешений. Учитывали только «халяву деньгами» - субсидии или целевое бюджетное финансирование, которое возвращать напрямую не надо, только опосредованно - через налоговые отчисления. Это средства из Минэкономразвития РФ, региональных Министерств экономики РТ, налоговые льготы из бюджетов всех уровней, целевое бюджетное финансирование из Фонда развития моногородов. Их с нашей помощью получили 10 индустриальных парков Татарстана и других регионов России.
 - Промпарк, промплощадка сейчас такие модные слова. Какая между ними грань?
 - У нас промпарком считается территория специально подготовленная, с подведенной инженерной инфраструктурой под управлением единой управляющей компании (УК) или муниципалитета и с территорией более 8 га. Таких не больше 15 в Татарстане. Все, что не соответствует этому критерию – пром.плошадки площадью от 2 га земли. У них может быть управляющая компания, общие хозяйственные связи. Может быть общая электроэнергия, кто-то оказывает им единые условия грузоперевозок. В остальном, это вполне самостоятельные предприятия, которые просто являются соседями. Таких пром.площадок в республике порядка 62.
- Директор Департамента развития предпринимательства Министерства экономии РТ Рустем Сибгатуллин как-то сказал, что не более 50 процентов из 62 площадок работают эффективно, а над второй половиной еще надо работать. 
- Да, потому что это весьма условная конструкция. У кого-то из компаний-резидентов сложились связи, а кто-то просто отгородился забором. У кого-то УК чисто формальная структура (потому что ее функции выполняет исполком, или она им по факту не нужна, но этого требует аккредитация), у кого-то реально выполняет роль «завхоза», координатора.
 
 
- Куда сейчас резиденты стремятся?
 - Самая популярная структура сегодня ТОСЭР в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах). Сегодня бизнесу очень сложно привлечь финансирование. Банки деньги, можно сказать, не дают, а гос.помощь получить можно, но это процесс сложный и трудоемкий. Тем более, что у регионалов требуемых сумм нет, соответственно, приходится обращаться в Москву. Там этот процесс очень строгий и регламентированный.
В ТОСЭРе зачастую резидент – это заходящий из другого региона или из другой страны производственник, который хотел бы открыть производство и получить сбыт. Он заходит финансово подпитанный, имея средства. Второй вариант – это местная компания, которая заморозила свою инвестиционную программу, потому что не изыскала на нее внутренних фондов, а внешние - не привлекаются. В компания может посчитать, сколько она сэкономит по налогам в течение 10 лет, будучи резидентом ТОСЭР. Потом компания сравнивает сумму сэкономленных налогов с объемом необходимых инвестиций. Если эти суммы сопоставимы, то резидент, скорее всего, решается на инвестиционную программу. Потому что, получив статус резидента ТОСЭР, он получает официальное право недоплачивать в бюджет определенную сумму налогов и направлять их на развитие.
- Но на промлощадках же действуют какие-то налоговые льготы?
- Они действуют если только совет депутатов местного района примет решение о применении понижающего коэффициента к арендной плате за землю или к земельному налогу. Больше ничего муниципалитет сделать сам не может, потому что все остальные налоги относятся к федеральной или региональной юрисдикции. УК промпрощадки или сам резидент, может, подсуетившись, получить снижение ставки по налогу на имущество или налогу на прибыль для нового производственного проекта. Налог на прибыль можно снизить с 20% до 15,5%, а налог на имущество – с 2,2% до 0,1%. Но это снижение не автоматическое, его надо добиваться по отдельной процедуре, проходить согласование в Минэкономики, Минпромторге и Минфине РТ. А Минфин очень критически рассматривает необходимость предоставления таких льгот (это ведь выпадающие доходы для бюджета Республики).
- ТОСЭР дает больше налоговых преференций чем технопарках или промпарк?
 - Конечно. ТОСЭР похожа на особую экономическую зону. Ни технопарк, ни индустриальный парк тех налоговых преференций, которые можно получить в ТОСЭР или ОЭЗ, не дают. Технопарк дает инженерную, энергетическую инфраструктуру, какие-то льготные режимы по аренде, доступ к высокотехнологическому оборудованию, которое сам предприниматель купить не в состоянии. Что еще может предоставлять технопарк? Какие-то объекты в пользование на льготных условиях. Плюс здесь возможны кооперационные моменты: можно найти смежников для сырьевой, производственной или сбытовой кооперации. Это тоже фактор управления себестоимостью. Есть промышленные парки, резиденты которых заявляют, что даже канцелярские принадлежности они не покупают в городе, потому что кто-то из резидентов закупает их на всех. Это замечательный вид кооперации.
В качестве одного из примеров, мы помогли татарско-зеленоградской компании «Татклиматмаш» - производителя климатического оборудования, получить статус резидента ТОСЭР. У нее за 9 лет налоговая нагрузка во все уровни бюджета составила 283 млн. рублей. Статус резидента ТОСЭР позволил ей недоплатить в бюджет 78 млн. рублей. Вот эффект от размещения производства в ТОСЭР. 
Что касается сопоставимости преференций с ОЭЗ, индустриальными парами, мы делали сравнительные расчеты на условном примере, брали несколько моделей. Вариант, когда производственная компания размещается просто в районе, аналогичное производство на территории индустриального парка, производство на территории ОЭЗ или ТОСЭР и в индустриальном парке в ТОСЭР или ОЭЗ. Последняя категория - наиболее интересная с точки зрения экономики проекта. Но, бывает, что, разместив производство в пром.парке в муниципальном районе, предприниматель в итоге выигрывает больше, чем при льготном режиме.
 - Почему?
- ТОСЭР чаще всего создается в моногородах, а в городе по определению заработная плата выше, чем в сельской местности. Понятно, что в городе неаграрных специалистов больше, но, если фирма занимается переработкой сельхозпродукции или делает стройматериалы и ей нужны работники невысокой квалификации, то сельская местность – более выигрышное место, потому что более дешевую рабочую силу трудно найти.
Есть целые районы, где утром люди уезжают в город на работу, а вечером возвращаются. Это 70 - километровая зона от города. К примеру, Высокогорский, Зеленодольский, Лаишевский, Пестречинский, Тюлячинский, Сабинский, Арский районы для Казани и Тукаевский, Елабужский, Мамадышский районы – для Набережных Челнов. Если эти люди получают рабочие места в своем муниципальном районе, для них даже фактор более высокой зарплаты не всегда оказывается важен. Если производство размещается в индустриальном парке или на промплощадке в муниципальном районе, чаще всего получается лучший эффект по экономии зарплаты.
Потом тариф на электроэнергию. В городе земельный участок может быть так расположен, что подключиться можно только по «низкой» стороне (4-6 рублей за 1 кВт\ч). Подключение по «высокой» стороне стоит больших затрат. А в районе в индустриальном парке уже все подведено, причем зачастую по хорошему тарифу (2-3 рубля за 1 кВт\ч). Для энергоемких компаний (переработка полимеров, другое с нагревом электричеством) этот эффект важен.
Вот так зачастую разница в энергозатратах и зарплате нивелирует налоговые преимущества ТОСЭР моногорода.
По-хорошему, режим ТОСЭР должен распространяться на территорию всего региона, а не действовать на узколокальных очагах налогового рая, как сегодня. Да, этот режим позволит взбодрить инвестиционную активность местных и привлечь неместных резидентов в городах. Но с остальными сельскими территориями, поселками, райцентрами что делать, помимо соц-культ-быта? Ведь рабочие места там тоже нужны.
Второй момент. В ТОСЭР затруднен вход местных производственных компаний. Предприятиям, уже имеющим производственные мощности на территории моногорода, очень сложно получить статус резидента на сыое юр.лицо, да и на вновь созданное обособленное тоже. Ведь должен появиться проект, который удвоит численность работников предприятия. И скорее всего эта компания не получит льгот по налогу на прибыль. А внешний инвестор получит, потому что для него это новый проект. В нашем налоговом кодексе указано, что выручка нового проекта должна составить не менее 90% от всей выручки компании. То есть производитель должен найти нишу, которая должна стать в 10 раз более доходной (по выручке), чем то, чем он занимается сейчас. Таких тем немного. Плюс ко всему, очень сложно обособить новый проект от действующего предприятия. ТОСЭР этого не предполагает. К примеру, ситуация с производителями холодильников Haier и ПОЗИС. ПОЗИС не сможет претендовать на льготы в ТОСЭР, занимаясь холодильным оборудованием, когда статус ТОСЭР получит Зеленодольск. А Haier уже получил эти льготы в Набережных Челнах. В наш нелогичный век ПОЗИСу надо бы реализовать один из своих проектов на территории ОЭЗ или прийти с производством в Китай или Турцию и там получить низкую себестоимость или налоговые преференции. С другой стороны, сегодня меняется конъюнктура в паре юань-доллар и уже Россия становится страной с дешевой рабочей силой и с условно неограниченной землей.
- Каковы, по вашему мнению, шансы Зеленодольска, Чистополя и Нижнекамска на получение статуса ТОСЭР?
 - У всех городов шансы высокие. По всем Фонд развития моногородов проводил экспертизу. Вопрос в том, у кого больше шансов. Здесь как посмотреть. Одним из мотивов принятия решения о придании статуса ТОСЭР может быть самая тяжелая ситуация моногорода. Другой мотив - дать статус тем, кто показывает хорошую динамику для ее усиления, тогда надо Нижнекамску и Зеленодольску давать. Если надо депрессивный город «вытаскивать», то тогда Чистополь скорее станет территорией опережающего развития.
Концепция «Еда с посудой»
- Из всех существующих в республике структур – промплощадки, промпарки, технопарки, ОЭЗ, ТОСЭР – какая структура наиболее эффективно работает?
 - Тут надо по масштабам смотреть. Если берем крупный масштаб, где инвесторы строятся сами – это ОЭЗ «Алабуга». Следом по объему площадей в управлении, количеству резидентов, динамике развития резидентов и заполнению территории идут промышленные парки brownfield, то есть созданные на базе имеющегося комплекса - это КИП «Мастер» и «Химград».
 - А финансовый результат?
 - По финансовому результату  и налогам - эти структуры уже несколько раз отбили сумму субсидий господдержки налоговыми отчислениями своих резидентов.
Также неплохо работают некоторые промпарки в муниципальных районах. Из последних построенных я бы назвал «Тюлячи», этот промпарк показывает неплохую динамику, хотя он еще не заполнен на 100%. Вторым я бы назвал очень динамично развивающийся промпарк «Кукмор». Там размещено несколько производств, одно из них – производство алюминиевой посуды под брендом «Кукмара». Там также есть производство алюминия и пищевые производства. Я для себя называю эту концепцию «Еда с посудой». В Лаишевском районе собираются резиденты вокруг производства АгроСтройКонструкции в парке «Сокуры»». Актаныш неплохо начал развиваться.
 - А челнинский промпарк «Развитие»?
 - Он пока не заполнен, там еще стройка идет.
 - Просто о нем писали, что промпарк привлек федеральные средства
- Да, средства привлекли, инфраструктура создана, резиденты строятся.
- А кто из промпарков работает наиболее эффективно по получению господдержки?
 - Если смотреть, кто больше всех получил средств, то это промпарк «Вятка» в Мамадышском районе. Промпарк «Вятка» еще строится. У них огромная территория: первая очередь 25 га, а всего - 80 га. Они получили 324 млн. рублей из бюджетов всех уровней в 2015-2016 гг. Среди резидентов - местная компания Рифата Мутигуллина и две крупных московских компании - «Успех» и «Мега агропром центр». Они собираются запустить мощный комплекс по переработке сельхозпродукции. Предполагается, что эти компании будут скупать практически всю сельхозпродукцию в Мамадышском и соседних районах. Но этот проект сильно подкосило наличие счетов, которые московские компании открыли в «Татфондбанке».
В 2017 году получили федеральные средства промпарки «Кукмор» и «Актаныш». «Кукмор» получил 307 млн. рублей в течение 2015-2017 гг. У этого промпарка самая высокая динамика по заполнению территорий и строительству резидентов. Промпарк «Актаныш» получил почти 95 млн. рублей и там работает первый резидент по переработке молока.
Хорошее соотношение по заполненности и числу резидентов на 1 млн господдержки показывает промпарк «Сокуры», потом - «Тюлячи».
 - Там стопроцентная загрузка?
 - Стопроцентной загрузки нет ни у одного парка. Такая загрузка означает, что промпарк не развивается. Нормальный сценарий развития у любого промпарка такой: когда он видит, что территория для развития заканчивается, он «пристегивает» новую территорию или строит новые корпуса. По статистике Ассоциации индустриальных парков, средняя заполненность всех 300 парков по России составляет 50%. И эта цифра сохраняется на протяжении нескольких лет.
 - Какой профиль деятельности наиболее успешен в промпарке? Какие проекты лучше срабатывают?
- Рецепта успеха нет. Если первый резидент занимается производством стройматериалов или металлоконструкций, то он становится обеспечен заказами от будущих резидентов промпарка. Очень хорошо развиваются производства стройматериалов длительного срока хранения – это колодцы, люки, блоки, тротуарная плитка, черепица – то, чем можно и пользоваться при строительстве в промпарке, и обеспечить нужды своего района. Также хороший вариант – производство сэндвич-панелей и рифленого металла, метизов, утеплителей.
До сих пор не можем получить ответа на вопрос: какие парки более успешные – монопрофильные (узко специализированные) или универсальные? У каждой стратегии есть свои плюсы и минусы.
К примеру, «Химград» специализируется на малотоннажной химии и переработке полимеров. В городе такая площадка нужна и это уникальный ресурс. Там есть железнодорожные пути, особые очистные сооружения, склады, фильтры. То есть создана вся инфраструктура для этого производства. Конечно, они не могут пустить к себе «пищевку», но если «химики» ищут, куда бы «приземлиться», они обращаются в «Химград». Будет ли заполнен другой такой «Химград» в сельской местности? Это сможет показать промпарк «Аммоний» под Менделеевском. 
- Какие отраслевые промпарки эффективны, помимо химических?
- Вторая отраслевая специализация, которая наметилась после химии – это «пищевка». У таких промпарков большое будущее. Все производители пищевой продукции могут спокойно соседствовать друг с другом на территории промпарка. О планах стать агромпромпарком заявил промпарк «Вятка», пищевые производства есть у промпарков «Кукмор», «Актаныш», «Арск», «Тюлячи», «Буинск».
Но с развитием агропромпарков, где преобладают производители пищевых продуктов, острее ощущается нехватка оптово-распределительных центров по хранению и первичной обработке сельхоз продукции. Это бывшие советские овощебазы, картофелехранилища. Их надо размещать рядом с агропромышленными парками или делать АПП совместно с ОРЦ. Советская система крупных пищевых предприятий и овощебаз зачастую была спланирована правильно и ее сбытовые и кооперационные цепочки были очень рациональны. Этот удачный опыт можно использовать.

 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

 

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.