Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Методика, вопросы обязательного раздельного бухгалтерского и налогового учета операций, доходов, прямых, основных, косвенных, накладных расходов, имущества, персонала резидентов ТОСЭР, ОЭЗ, участников РИП, СПИК, СЗПК

ТОСЭР в моногородах и ТОР на Дальнем Востоке - это не одно и то же.

Нормативная документация и Постановления Правительства по ТОСЭР в моногородах были сделаны на основе аналогичных документов о статусе резидента ТОСЭР, создаваемых на Дальнем Востоке, а те в свою очередь - на основе документов о создании особых экономических зон. То есть с точки зрения создания промышленных зон на свободном земельном участке (незастроенной территории - Greenfield).

Законодательство ТОР Дальнего Востока создано объективно правильно - там речь  действительно идет о создании новой промышленной зоны на ранее недостроенном земельном участке  - фактически о новом строительстве в чистом поле. 

А вот территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в моногородах - представляет собой всю территорию города:

  • с уже имеющимися коммуникациями (нуждающимися в увеличении пропускной способности, умощнении, капитальном ремонте)
  • с построенными зданиями, помещениями (как вариант, нуждающимися в достройке, реконструкции)
  • с освоенными земельными участками и чистыми з\у
  • с ранее приобретенным и смонтированном на другой территории оборудовании, находившемся в эксплуатации
  • с рабочим персоналом, который будет выполнять и функции по реализации нового проекта и функции остальной (непроектной, текущей) деятельности 

Соответственно, для ТОСЭР моногородов должны быть проработаны вопросы признания в качестве инвестиций затрат, связанных с:

  • работами по достройке и реконструкции, а не только в части нового строительства
  • капитальными вложениями в арендованные объекты основных средств (здания, помещения)
  • не только оснащением новым производственным оборудованием, но и переносом производственного оборудования с одной территории на другую
  • закупкой оборудования, бывшего в эксплуатации 

Читайте раздел Часто задаваемые вопросы по применению льгот резидентами ТОСЭР
За ответом на Ваш вопрос обращайтесь к нам!

Отсюда вытекает проблема - действующим предприятиям проблематично:

  • получить статус резидента ТОСЭР - для вновь реализуемых на имеющейся базе проектов (по Закону такая возможность есть)
  • обеспечить раздельный учет операций, имущества, персонала (ФОТ, ФЗП), доходов\расходов в целях налогообложения прибыли, имущества, ФОТ (по налогу на землю более-менее понятная ситуация)

Что льготируется, а что - нет?

На сегодняшний день не решен методически и не получен ответ на вопрос:

  • льготируются ли вся деятельность предприятия, ставшего резидентом ТОСЭР
  • или только часть его деятельности связанная с реализацией нового инвестиционного проекта?

Очень многие методики распределения расходов, являющимися косвенными, содержит элементы субъективизма бухгалтера или же наоборот - невникания законодателя, составлявшего методику в специфику работы конкретного бизнеса.

Причем бремя доказательности правильности применяемых методик расчёта и применяемых баз распределения косвенных расходов ляжет на налогоплательщика
Мы - практики и реалисты, а потому знаем, что презумпция невиновности во взаимоотношениях предпринимателя и гос. аппарата - сказка для наивных юристов
В стране, где еще 30 лет назад предпринимательство было уголовно наказуемым деянием - пока еще приходится самому доказывать, что "не верблюд" ...

Это означает, что методики распределения на предприятии могут быть оспорены контрольно-надзорными органами, службами и методологами Министерства Финансов или Федеральной Налоговой Службы

А это - недопустимо, потому что должно быть совершенно четкое единообразное толкование и объективная методика, иначе предприятие получит вместо льгот многолетние споры и тяжбы, давление фискальных органов, вместо того, чтобы все свое внимание и ресурсы бросить на реализацию инновационного проекта. 

Например, в части льгот по налогу на землю:

Льготируемся только з\у приобретенный после получения статуса резидента ТОСЭР

Или весь участок, на котором стоят производственные корпуса действующего предприятия, а на свободной его части путем нового строительства реализуется новый проект?

В части льгот по налогу на имущество организаций:

  • Льготируется все имущество предприятия, которое получило статус резидента ТОСЭР, будучи уже действующим предприятием?
  • Или только вновь приобретенное после получения статуса резидента ТОСЭР оборудование?
  • К льготируемому относится весь существующий имущественный комплекс?
  • Или только вновь построенные после получения статуса резидента ТОСЭР здания и сооружения?
  • Только в части достройки новых объектов или же все затраты на реконструкцию - могут быть зачтены в качестве инвестиций как ключевой показатель эффективности резидента? 

До получения однозначного и устраивающего бизнес ответа на эти вопросы - местные предприниматели заняли выжидательную позицию и не торопятся "вступать" в ТОСЭР в качестве "действующего предприятия".
А попытки получить статус резидента ТОСЭР на вновь открытое предприятие при наличии дествующего афиллированного предприятия (с реализацией в нем нового инвестиционного проекта) Минфин в некоторых регионах "блокирует" (дает отрицательное заключение) с формулировкой (или с устным комментарием): "Существует риск перевода бизнеса (персонала, контрактов, имущества) на юридическое лицо с преференциями" или "Существует риск объединения юридических лиц после завершения льготного периода".
Общий смысл: "Вы ведь хотите развивать свое производство за счет бюджета!"
А приглашенный (неместный) инвестор разве не занимается тем же самым? Он развивает свое производство за счет предоставляемых ему льгот (бюджета)!
Причем по заключению Минфина на бизнес-план проекты имеют коэффициент бюджетной эффективности более 1, некоторые - даже 2 (это значит, что выпадающие доходы бюджета из-за предоставления льгот по налогам - перекрываются в двойном (!) размере будущими налоговыми поступлениями от проекта). Минфин очень опасается так называемых "перетоков", а поскольку это сложно контролировать потом - им проще отказать...

В части льгот по обязательным страховым взносам (отчислениям с ФОТ) - ЕССН:

  • Весь штатный персонал предприятия имеет право на льготу по отчислениям в фонды обязательного пенсионного медицинского и социального страхования?
  • Или же только персонал, связанный с реализации нового проекта?
  • Это имеет известную методическую проблему и трудность ведения раздельного учета затрат на оплату труда персонала
  • Помимо оплаты труда персонала очень много расходов косвенного характера  -относящиеся и к реализации проекта и управлению основной деятельностью предприятия (непроектная) 
  • Какая часть налога на прибыль организации может быть рассчитана с учетом льгот?
  • Вся прибыль предприятия?
  • Или же прибыль, полученная от реализации проекта? 

ВАЖНО!

На сегодняшний день раздельный учет расходов (особенно - косвенных, накладных расходов) и связанных с ними доходов - в целях расчета прибыли и налога на прибыль проекта - чрезвычайно затруднен - он не имеет объективных утвержденных критериев разделения и абсолютно неоспоримых баз распределения косвенных расходов

По какой стоимости признаем лизинг?

Один из вопросов методики признания суммы инвестиций как обязательств ключевых показателей соглашения резидента ТОСЭР в ситуации с использованием операций лизинга оборудования, техники, недвижимости.

  • До сих пор непонятно по какой стоимости будут признаны в учете с точки зрения исполнения обязательств соглашения резидента при покупке имущества в лизинг?
  • Инвестиции будут признаны по первоначальной стоимости актива?
  • Или же по всей стоимости лизинга с учетом удорожания лизинговых платежей?

Как известно, лизинговая сделка содержит два типа платежей которые в договоре с лизинговой компании практически всегда не разделяются:

  • есть выкупная стоимость оборудования
  • есть плата за его пользование (аренду)

А платеж в лизинговую компанию, как правило, совокупный - без разделения на выкупную часть и арендную часть

Есть еще одно мнение - в качестве суммы инвестиций при приобретении оборудования в лизинг будут признаны только:

  • авансовый платеж, выплаченного за счёт средств предприятия 
  • выкупной платеж, то есть оплата остаточной (недоамортизированной) стоимости актива, которое до момента перехода права собственности учитывается на балансе лизинговой компании (лизингодателя).

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.