Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Проекты технологического суверенитета и структурной адаптации экономики. Система финансирования проектов ВЭБ.РФ С 2024 года налогоплательщики смогут воспользоваться «проектным» инвестиционным налоговым вычетом (ИНВ)

Что такое реестр проектов технологического суверенитета структурной адаптации экономики (ТСиСАЭ) РФ ?

 

Проекты технологического суверенитета и структурной адаптации экономики

 

Что входит в концепцию (Закон) технологической политики и технологического суверенитета России?

На каких 3 основных правовых новшествах базируется суверенитет:

  1. Создание правовой основы для реализации проектов технологического суверенитета (крупнейшие инвестиции 10+ млрд рублей, нацелены на создание конкретной продуктовой линейки);
  2. Нормативная база для реализации проектов сквозных технологий (СТ, СЦТ);
  3. Реестр малых технологических компаний ("витрина" для крупных инвесторов, объект концентрации мер поддержки)

Реестр проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики (ТСиСАЭ) РФ:

 

Поддержка МТК - Малая технологическая компания - c 2024:

 

 

Концепция технологического развития до 2030 года:

Мы можем предварительно (до подачи заявки) оценить Ваш проект "глазами эксперта" (провести экспертизу по всем пунктам положения и заявки и по всем этапам процедуры отбора в реестр), а именно:

Экспертиза формальная и "сутевая":

  • Оценка соответствия заявителя и проекта формальным требованиям
  • Проверка наличия в составе заявки обязательных документов
  • Финансово-юридическая экспертиза
  • Риск-проверка заявителя

Технико-экономическая оценка

  • Оценка соответствия целей проекта установленным требованиям
  • Оценка рынка, востребованности продукта, сравнение продукта с аналогами
  • Оценка опыта заявителя и имеющегося задела по проекту
  • Оценка соответствия планируемых к применению в проекте технологий перечню приоритетных технологий
  • Оценка стадии готовности технологий
  • Оценка ожидаемого социально-экономического эффекта

Технологическая экспертиза

  • Дистанционный аудит предприятий-заявителей (комбинацией методов изучения документации, визуальным осмотром, присутствием или видео осмотром и проверкой по чек листу check-list)
  • Оценка технологической и производственной готовности к реализации проекта (комбинацией методов изучения документации, визуальным осмотром, присутствием или видео осмотром и проверкой по чек листу check-list)
  • Оценка направленности проекта на внедрение продуктов продаваемых в РФ и за рубежом (коммерческий и технический сравнительный анализ с аналогами)
  • технологический анализ комплексного проекта с описанием ключевых технических характеристик разрабатываемых базовых технологий и создаваемой продукции;
  • выводы по результатам проведения организацией патентного анализа в части разрабатываемых в рамках комплексного проекта базовых технологий и (или) создаваемой продукции,
  • проверка сведений о патентоспособных ключевых технических решениях, которые предполагается создать и использовать в рамках комплексного проекта (при наличии), с приложением копии отчета о патентных исследованиях, результаты которых подтверждают возможность получения патентоспособных ключевых технических решений в рамках реализации комплексного проекта, а также о востребованности на рынке указанных ключевых технических решений;
  • проверка наличия у организации научно-технического и производственного заделов, необходимых для реализации комплексного проекта;
  • проведение анализа зависимости комплексного проекта от импортных технологий и комплектующих;

Оценка спроса со стороны заказчиков

  • маркетинговый анализ комплексного проекта, содержащий анализ российского и мирового рынков продукции, создаваемой в рамках реализации комплексного проекта,
  • анализ конкурентной среды в части сравнения продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, с российскими и иностранными аналогами;
  • обоснование спроса на продукцию, разрабатываемую в рамках комплексного проекта, с приложением подтверждающих писем от потенциальных потребителей продукции;
  • Количественная и стоимостная оценка потребности заказчика в предлагаемом продукте

Оценка ресурсов и оснащенности

  • оценка оснащенности технологическим оборудованием, и (или) специализированными средствами проектирования, и (или) высокопроизводительными системами вычислений;
  • проверка наличия трудовых отношений с работником, занятым на данном рабочем месте и имеющим профильное образование и высокую квалификацию;
  • расчет стоимости создания нового рабочего места
  • расчет стоимости модернизации старого рабочего места
  • сравнение уровня заработной платы работника, занятого на рабочем месте, и величины средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации или среднеотраслевой согласно данным Федеральной службы государственной статистики за предыдущий финансовый год

 

Наша команда может быть полезна в решении следующих задач:

  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • разработка документации бизнес-проекта;
  • свидетельство о регистрации топологии интегральных схем,
  • свидетельство о регистрации программы ПО для ЭВМ, базы данных БД
  • аккредитация ИТ-компании при Минцифры
  • патент на полезную модель, промышленный образец
  • режим "ноу-хау" в компании
  • документы, подтверждающие постановку на бухгалтерский учет результатов собственной разработки
  • выписка из штатного расписания, подтверждающая наличие персонала, выполняющего операции пункт 5 Правил;
  • документ о постановке на бухгалтерский учет средств разработки или копии соглашений, подтверждающих возможность использования средств разработки, обеспечивающих выполнение операций
  • Оценка УГТ TRL
  • Включение в реестр дизайн центра (проектировщика)
  • многое другое - см. полный перечень услуг

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

 

Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

Обращайтесь к нам! (форма внизу страницы)

Система финансирования проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики

Апрель 2023

потенциал роста отраслей технологического суверенитета

Значение в скобках  – потребность в инвестициях в млрд рублей

Высокий риск

  • Судостроение (1 300)
  • Микроэлектроника (1 800)
  • Авиационная промышленность (1 400)
  • Станки (150)

Средний риск

  • Энергетическое машиностроение (250)
  • Медицинская промышленность (150)
  • Сельскохозяйственное машиностроение (250)
  • Фармацевтическая промышленность (900)

Низкий риск

  • Железнодорожное машиностроение (150)
  • Нефтегазовое машиностроение (100)
  • Строительно-дорожное машиностроение (150)
  • Автомобильная промышленность (2 000)

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРОВЕРИТЬ, ЧТОБЫ ПРИЗНАТЬ ПРОЕКТ ПРОЕКТОМ ТСиСАЭ 1?

1 – проект технологического суверенитета или проект структурной адаптации экономики Российской Федерации.
 

Соответствие проекта направлениям и критериям Таксономии 2

2 – Приоритетные направления (таксономия) проектов технологического суверенитета или Приоритетные направления (таксономия) проектов структурной адаптации экономики согласно Приложению № 1 или Приложению № 2 к постановлению Правительства РФ от 15.04.2023 № 603.

Пример №1: проект по производству автобусов с технической массой тонн для перевозки пассажиров

Направление проекта соответствует п. 2.2. Таксономии проектов технологического суверенитета «Производство автотранспортных средств для перевозки >10 человек» и критерию ОКПД 2 - 29.10.3

Доля выручки Не применимо для инфраструктурных проектов • Не менее 50% выручки от реализации проекта, должно формироваться за счет выпуска продукции или оказания услуг, соответствующих направлениям и критериям, установленным Таксономией

Требованиям к отечественной продукции Только для проектов технологического суверенитета • Требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации установлены приложением к Постановлением № 7193

Пример №2: проект по строительству железной дороги в рамках расширения Транссибирской магистрали.

Направление проекта соответствует п. 1.2 Таксономии проектов структурной адаптации экономики РФ «Строительство ЖД путей, способствующих переориентации экспортных поставок на направления отличные от недружественных государств», доп. критерий отсутствует

Как подтвердить?

• Соответствие требованию определяется на основании бизнес- плана проекта путем расчета доли выручки от производства продукции, соответствующей таксономии, в общем объеме выручки проекта

• Отдельных требований к бизнес-плану не установлено;

используется бизнес- план, на основании которого КО принимает решение о финансировании проекта

Как подтвердить?

• Соответствие требованию может быть подтверждено:

  • – на инвестиционной фазе - заявлением намерений инициатора проекта в свободной форме
  • – при переходе на операционную фазу – актом Торгово- промышленной палаты РФ

1 – проект технологического суверенитета или проект структурной адаптации экономики Российской Федерации.

2 – Приоритетные направления (таксономия) проектов технологического суверенитета или Приоритетные направления (таксономия) проектов структурной адаптации экономики согласно Приложению № 1 или Приложению № 2 к постановлению Правительства РФ от 15.04.2023 № 603.

3 – постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».

ГДЕ ФИКСИРУЕТСЯ ВЫВОД О СООТВЕТСТВИИ ПРОЕКТА ПРОЕКТУ ТСиСАЭ?

Финансирующей организацией (ФО)

Экспертной организацией • В решении коллегиального органа, ответственного за принятие решения о финансировании проекта (далее – КО) — обычно это кредитный комитет • Если решение принималось на основании заключения экспертной организации, это обязательно фиксируется в решении КО • В заключении в свободной форме • Кто может обратиться в экспертную организацию? – инициатор проекта – финансирующая организация – ФОИВ – Банк России 4

ЭКСПЕРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

«Временный» перечень1 1 В дальнейшем будут отобраны дополнительные ЭО, относящиеся исключительно к кредитным рейтинговым агентствам и соответствующие дополнительным критериям, определенным в Постановлении

1. Российское энергетическое агентство Акционерное общество «Центр Эксплуатационных Услуг»

Разделы таксономий • Нефтегаз • Энергомаш

2. Фонд развития промышленности ФГАУ «Российский фонд технологического развития»

Разделы таксономий • Авиа • Спецмаш • Авто • ЖД • Медицина • Фарма • Сельхоз • Тяжпром • Суда • Химия • Услуги

3. Фонд Сколково НКО Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий - Все разделы кроме энергомаша

4. Агентство по технологическому развитию АНО «Агентство по технологическому развитию» - Все разделы таксономии технологического суверенитета

Услуги:

  • Услуги экспертных организаций платные
  • В случае высокой загрузки экспертная организация может отказаться от подготовки заключения
  • Экспертная организация готовит заключение в течение 60 календарных дней
  • Ожидается, что ФО будут самостоятельно готовить заключения, что позволит привлекать экспертные организации только в исключительных случаях, когда у ФО есть сомнения

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ СУВЕРЕНИТЕТУ И СТРУКТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Межведомственная комиссия

Председатель комиссии – первый заместитель министра экономического развития России

Остальные участники

  • Заместитель председателя комиссии – представитель Минпромторга России
  • Представитель Минэкономразвития России
  • Представитель Минпромторга России
  • Представитель Минфина России
  • Представитель Банка России

Комиссия предназначена исключительно для решения спорных ситуаций:

  • Две экспертные организации пришли к противоречивым выводам
  • У Банка России есть подозрения, что проект отнесен к проекту ТСиСАЭ ошибочно

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ВЭБ.РФ РЕЕСТРА ПРОЕКТОВ ТСиСАЭ

Меры регуляторного стимулирования Банка России не могут быть применены для проектов, которых нет в реестре Ответственность за своевременность, полноту и достоверность предоставляемых в ВЭБ.РФ сведений лежит на финансирующей организации, а не на ВЭБ.РФ Получение согласия инициатора проекта на предоставление сведений о проекте в ВЭБ.РФ, и их передачу ВЭБ.РФ в ФОИВы и Банк России – ответственность финансирующей организации

Сведения об инициаторе проекта

• полное наименование инициатора • местонахождение инициатора • ОГРН • ИНН • код из Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО)

Сведения о проекте

• наименование проекта • цели реализации проекта • направление и критерий, предусмотренные таксономией, которым соответствует реализуемый проект • место реализации проекта; • дата начала финансирования соответствующего проекта • планируемый общий срок реализации проекта • планируемая дата окончания инвестиционной фазы соответствующего проекта • общая стоимость проекта в российских рублях

Сведения о финансирующей организации

• полное наименование финансирующей организации • код кредитной организации по ОКПО • регистрационный номер кредитной организации • БИК (при наличии)

Сведения о заключении ЭО или МВК (при наличии)

• наименование лица, подготовившего заключение • заключение (вывод, реквизиты) Сведения о включении продукции в реестр промышленной продукции или в евразийский реестр товаров

Сведения о заключении финансирующей организации

• вывод об отнесении проекта к проектам ТТСиСАЭ или о прекращении такого отнесения, включая основание прекращения • реквизиты заключения Сведения о финансировании проекта • проект финансируется • финансирование проекта завершено

СРОКИ ПЕРЕДАЧИ СВЕДЕНИЙ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В РЕЕСТР - количество дней, прошедших с начала месяца - опциональный этап процесса конец месяца ВЭБ.РФ проверяет предоставленные сведения о проектах ТСиСАЭ

* В случае, если ФО не устранила замечания в срок, ВСЕ переданные сведения в реестр не включаются и могут быть включены только в следующем отчетном периоде

КАКИМ ОБРАЗОМ ПЕРЕДАЮТСЯ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ ИХ ВКЛЮЧЕНИЯ В РЕЕСТР?

  • Сведения передаются по Системе передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС) в формате сообщения ED 501
  • Сведения передаются в формате .xls по специальной форме, которую нельзя менять, размещенной на официальном сайте ВЭБ.РФ

Для взаимодействия ВЭБ.РФ с ФО по вопросам ведения реестра используется только СПФС

Детальный порядок информационного взаимодействия ФО с ВЭБ.РФ  размещен на официальном сайте ВЭБ.РФ 20 мая 2023

Требования к передаваемым сведениям

• ФО самостоятельно присваивает ID проекту, о котором передает сведения:

БИК ФО_ ID проекта

Например, 044525974_123456

• В .xls файле, в который заносятся сведения, есть обязательные для заполнения поля.

Если они не заполнены по ВСЕМ проектам, ВСЕ сведения не будут приняты ВЭБ.РФ

• Сведения передаются накопительным итогом в отношении ПРОЕКТОВ, а не кредитов ФО

• Если проект финансируется несколькими ФО, например, для синдикатов, ФО должна сделать отметку в .xls файле

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЕСЛИ ПРОЕКТ ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ПРОЕКТОМ ТСиСАЭ?

По ранее признанному проекту ТСиСАЭ изменился статус по одному из следующих обстоятельств:

 Финансирующей организацией принято решение о прекращении отнесения проекта к проектам ТСиСАЭ

 Экспертной организацией подготовлено отрицательное заключение

 Межведомственной комиссией подготовлено отрицательное заключение Финансирующая организация должна изменить статус проекта и направить в ВЭБ.РФ обновленные сведения не позднее следующей отчетной даты

После изменения статуса к проекту больше не может применяться регуляторное стимулирование Банка России

 

 

С 2024 года налогоплательщики смогут воспользоваться «проектным» инвестиционным налоговым вычетом (ИНВ)

Источник: tg-канал юридической компании Taxology https://t.me/taxology_russia

 

25 декабря 2023 года подписан Федеральный закон № 629-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января 2024 года налогоплательщики смогут применить инвестиционный налоговый вычет (далее – ИНВ) в отношении нового вида расходов - покупка (приобретение), модернизация основных средств (ОС).

Статья 286.1 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) дополнена еще одним видом расходов, в отношении которых возможно применить ИНВ:

  • затраты на приобретение/модернизацию основных средств (ОС), понесенные в связи с реализацией инвестиционных проектов, включенных в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ.

Согласно Федеральному закону № 629-ФЗ в целях применения рассматриваемого вида инвестиционного налогового вычета ИНВ установлены следующие условия:

  • наличие соглашения о реализации инвестиционного проекта в сфере технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ;
  • уменьшение региональной части налога на прибыль не более, чем на 25% затрат на объекты ОС;
  • срок применения вычета не более 5 лет с даты заключения соглашения;
  • расчетная ставка устанавливается субъектами РФ, но не может превышать 10%;
  • запрет на одновременное применение инвестиционного налогового вычета ИНВ по иным видам расходов.

Юристы Taxology отмечают, что условия применения «нового» вида ИНВ не столь выгодные и, вероятно, большинство налогоплательщиков предпочтут воспользоваться «стандартным» вычетом в отношении расходов на ОС, установленным в подп. 1, 2 п. 2 ст. 286.1 НК РФ.

Вместе с тем сам факт распространения ИНВ на новые виды затрат в последние годы несомненно свидетельствует о заинтересованности государства в поощрении инвесторов.

Удачных Вам инвестиций в Новом году!

Максим Колесников: Минэкономразвития формирует целостную систему мер поддержки техразвития

Департамент стратегического развития и инноваций

https://www.economy.gov.ru/material/departments/d01/

21 декабря 2023 12:11

Для обеспечения технологического суверенитета Минэкономразвития формирует ряд мер поддержки.

В них войдут расширение и упрощение доступа к государственной поддержке технологических компаний, коммерциализация разработок интеллектуальной деятельности, налоговые льготы.

Об этом в ходе заседания Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации сообщил заместитель министра экономического развития Максим Колесников.

Основой достижения технологического суверенитета в России призван стать федеральный закон о технологической политике. Он был инициирован председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным и курируется первым вице-премьером Правительства РФ Андреем Белоусовым.

Законопроект предусматривает формирование «единого языка», на котором говорят разработчики технологий и производители высокотехнологичной продукции.

Новеллой должна стать консолидация усилий по разработке новых технологий и внедрению их в производство за счет реализации проектов по развитию критических и сквозных технологий, выявленных на основании технологических прогнозов (форсайтов).

При этом реализация этих проектов предполагает приоритетное финансирование, а также гарантии спроса на разрабатываемую продукцию. Рассмотрение законопроекта депутатами Государственной Думы планируется в 2024 году.

Другим важным аспектом достижения технологического суверенитета является развитие коммерциализации интеллектуальной собственности.

Для этого Минэкономразвития также был принят ряд мер.

«Во-первых, реформировали режим «Патентной коробки», предоставив российским компаниям возможность платить по льготной ставке налог на прибыль в отношении лицензионных платежей из-за границы. Мы стимулируем держать патенты у российских компаний, предоставлять лицензии из России, тут же получать доходы.

Во-вторых, мы освободили лиц, безвозмездно получающих права на технологии, созданные за счет бюджета, от налога на прибыль и НДФЛ», - проинформировал Максим Колесников, добавив, что обе льготы начнут действовать с 2024 года.

Как отметил замминистра, Минэкономразвития донастраивает и действующие в настоящее время меры для более быстрой реализации идей стартапов и вывода их продуктов на рынок. Этому способствует принятый в 2023 году закон о развитии технологических компаний. Целью закона является закрепление статуса «малой технологической компании» (МТК), который позволит в упрощенном порядке получать господдержку.

«Наличие компании в реестре МТК упрощает и открывает доступ к поддержке без дополнительного сбора документов и подтверждений. Мы работаем также над новыми мерами, чтобы стимулировать инвестиции в НИОКР и производство инновационной продукции.

В том числе через налоговые льготы и закупки у МТК под потребности крупных корпораций.

А с 2024 года информация обо всех МТК будет доступна на «Витрине стартапов», где бизнес может искать инвесторов, инвесторы – перспективные проекты, а промышленные предприятия – инновационную продукцию», - пояснил Максим Колесников.

Сегодня Правительство развернуло масштабную работу по достижению технологического суверенитета страны. В этом году, отвечая на запросы бизнеса, модель государственной поддержки технологических компаний была существенно пересмотрена. Эта работа продолжится и в следующем году, подытожил Максим Колесников, выразив надежду на поддержку депутатского корпуса Государственной Думы.

 

 

Поддержка МТК - Малая технологическая компания - c 2024 года:

 

Что надо знать об оценке УГТ TRL для НИОКР:

 

Защита прав и интеллектуальной собственности ОИС

 

 

Учет расходов на НИОКР

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.