Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Сельскохозяйственные кооперативы - это не обязательно организация из 3 фермеров с офисом в деревне... Кооперативами, например, являются финская Valio, новозеландская Fonterra, немецкая DMK, Dairy Farmers of America в США и нидерландская Friesland Campina

 

Алевтина Никитенко: Фермеры не знают о преимуществах кооперативов

В разных странах мира известные кооперативы представляют собой предприятия, образующие отрасли целой страны – "Валио" в Финляндии, "Амул" в Индии. В нашей стране Минсельхоз тоже задумался о поддержке кооперативов и начал рассматривать различные законы в этом направлении.

Milknews поговорил с директором по маркетингу АО "АЛЕВ" Алевтиной Никитенко о том, когда в России стоит ждать появления своего кооператива "Валио".

Раньше при СССР были хорошо развиты такие формы государственных сельскохозяйственных предприятий, как  совхозы, которые объединяли разных производителей, но со временем они распались. Этому способствовало ряд причин. Молочных фермерских хозяйств в России достаточно мало, и они удалены территориально друг от друга, это осложняет коммуникацию и возможность совместной работы.
Кроме того, сказывается и низкая информированность. На местах очень сложно донести до людей все преимущества кооперативов. Фермеры просто не знают об экономическом эффекте от объединения. С ними не ведется разъяснительная работа ни на местном, ни на федеральном уровне.

Огромную роль в развитии кооперативов играет и государственная поддержка. Например, в Финляндии вся господдержка ведется только через кооперативы. Поэтому сегодня в "Валио" входит около 10 тыс хозяйств. Похожая ситуация и в других западных странах – Германии, Голландии, Финляндии, Норвегии и так далее.
Очевидно, чтобы стимулировать фермеров вступать в кооперативы нужно создать для них благоприятные условия входа. Пока в России таких условий нет. Отрадно, что Министерство сельского хозяйства решило взяться за развитие кооперативов.

Для нас как крупного игрока, закупающего молоко, это очень выгодно. Мы знаем, что в кооперативах вероятность фальсификата минимальна, что животных кормят правильно, что есть свои ветеринары и что качеству молока уделяется особое внимание.

В целом создание крупных кооперативов позволит повысить качество сырья. В отличие от частных фермеров это уже крупные объединения, которые следят за своей репутацией, которые несут ответственность за свою работу. Им можно доверять.

Материалы Milknews

 

В чем проблема

Уже до конца этого года могут вступить в силу поправки к закону о сельскохозяйственной кооперации, которые позволят потребительским кооперативам распределять прибыль между членами.
До сих пор это было невозможно сделать законно.
Что в официальных документах написано сейчас и что изменят поправки?

Сельскохозяйственные кооперативы - это не обязательно небольшие организации с офисом в подвале в деревне, но и международные производители и переработчики. Кооперативами, например, являются финская Valio, новозеландская Fonterra, немецкая DMK, Dairy Farmers of America в США и нидерландская Friesland Campina. Все они входят в ТОП-20 крупнейших молочных компаний мира, и кооперативная форма организации им никак не мешала развиваться.

В случае с молочной отраслью кооперативы могут быть успешными производителями именно потому, что не нацелены на получение прибыли самой организации. Главная цель Valio, например, прибыль членов кооператива, а значит компания старается держать привлекательными цены на сырое молоко. За сырье вынуждена сражаться и новозеландская Fonterra, которую постепенно лишают монополии. Высокая цена на молоко не мешает им конкурировать и часто способствует модернизации и инновациям. К тому же сами члены кооператива знают, что без успешной переработки не будет спроса на сырое молоко.

Однако в России кооперативное движение развивается медленно, а потребительские сельхозкооперативы и вовсе пока могут быть только некоммерческими. Но и в таком виде потребительские кооперативы очень помогли сельскому хозяйству в конце 80-х: в 1990 году в РСФСР потребкооперация обслуживала 40% населения страны (четверть розничного оборота была на ее счету, а также 50% производства картофеля и в районе 30% овощей и выпечки хлеба), членами кооперативов были 30 миллионов сельских жителей.

После этого все 90-е значение кооперации в сельском хозяйстве стремительно падало.

Что написано в российском законе

Сельскохозяйственные кооперативы делятся потребительские и производственные. Сельскохозяйственные производственные кооперативы считаются коммерческими организациями и могут получать прибыль, хотя в тексте документа даже многократно встречается слово “колхоз”, которым называют сельскохозяйственные или рыболовецкие артели. Потребительские, напротив, называются в законе некоммерческими и прибыль между членами распределять не могут.

Кроме того, сельскохозяйственные потребительские кооперативы вправе нанимать сотрудников только из своих членов. Производственным кооперативам в этом плане не намного легче - им разрешено нанимать людей со стороны, но при этом в штате членов кооператива должно быть большинство.

Зачем нужны сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Учитывая, что материальной выгоды у членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов нет, может возникнуть вопрос зачем они тогда нужны. Чаще всего это просто выгода от совместной закупки удобрений и химикатов или продажи продукции, переработки больших объемов сырья или другой деятельности. То есть выгода все же есть, хотя и выражаемая сразу в деньгах.

Сельскохозяйственный потребительский кооператив фактически работает для своих членов, выполняя какие-то задачи. К тому же согласно действующему закону, не менее 50% объема производства или услуг этого вида кооперативов должно быть оказано его членам.

Чтобы иметь право называться сельскохозяйственным потребительским кооперативом, надо, чтобы было как минимум два юридических лица или пять граждан, так что все рассчитано на так называемую экономию масштаба, когда за счет больших объемов можно экономить. К тому же, в отличие от производственных кооперативов, его члены не отвечают по долгам.

Что изменят поправки

Поправки почти не изменят существующее положение потребительских кооперативов - они просто позволят им распределять прибыль и доходы между членами. Для этого в правило пункта 1 статьи 50 ГК РФ внесут правку, которая отдельно оговорит такую возможность. Но этого мало, для привлечения аграриев в эту форму организации.

При этом для основной массы кооперативов - сельскохозяйственных производственных кооперативов - все останется по-прежнему. Они не смогут получить право свободно распоряжаться доходами. Как в колхозах, больше прибыли достанется тем, кто больше работал "физически" на полях, а не больше вложил денег. И 70% по-прежнему надо будет вкладывать в развитие. Это основная причина, по которой в России нет своей Valio или Campina.

Какие бывают кооперативы
У производственных сельскохозяйственных кооперативов выделяют основных три вида (есть еще другие, но они встречаются очень редко):

  1. сельскохозяйственная артель (колхоз) - объединение сельхозтоваропроизводителей для производства, сбыта или переработки с обязательным личным трудовым участием в деятельности кооператива. При этом земля участников участвует в деятельности. Каждый член делает паевый взнос, то есть отдает кооперативу деньги, земельные участки или другое имущество для общего пользования.
  2. рыболовецкая артель (колхоз) - объединение рыбных хозяйств на тех же условиях, что и сельскохозяйственная артель
  3. кооперативное хозяйство (далее - коопхоз) - объединение, созданное для обработки земли или производства животноводческой продукции. Отличие от артели в том, что в паевой фонд не передаются земельные участки.

Во всех случаях в кооперативе должно быть не менее пяти членов, а число работников кооператива не должно превышать число его членов. Таким образом гарантируется обязательное личное трудовое участие членов.

У потребительских кооперативов гораздо больше форм:

  1. Перерабатывающие - любое производство, в том числе мясных и молочных продуктов
  2. Сбытовые (торговые) - это не только продажа продукции, но и ее упаковка и хранение
  3. Обслуживающие - все, что связано с ремонтом, обработкой земли, защитой растений и даже юридическая деятельность. Иными словами, любые услуги.
  4. Снабженческие - создаются для совместных закупок кормов, удобрений и других товаров, чтобы экономить деньги.
  5. Садоводческие, огороднические и животноводческие кооперативы создаются для оказания услуг этим производствам - от сбыта до переработки.
  6. Могут быть еще и другие, менее распространенные виды сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В чем отличия кооперативов от СХО

Сам кооператив считается юридическим лицом, поэтому может покупать технику, арендовать землю, брать кредиты и заключать договоры - вести деятельность почти как обычно хозяйство. Регистрируется он так же, как и обычное юридическое лицо.

Отличия в принятие решений и использовании доходов. Решения принимаются голосованием - у каждого члена один голос. Исключением будет только перераспределение прибыли. В отличие от обычного хозяйства, где владелец может забрать хоть всю прибыль, в производственных кооперативах 70% чистой прибыли идет на развитие. Оставшиеся 30% распределяются не пропорционально паям, а по вложенному труду каждого конкретного члена за год.  Если есть убыток, то его покрывают из резервов, а когда этого недостаточно - делают дополнительные взносы.

Ссылки

Действующий закон о сельскохозяйственной кооперации (Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О сельскохозяйственной кооперации")

Предлагаемые изменения в закон

Источник milknews.ru

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.