Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Отличия СЗПК соглашениях о поощрении и защите капиталовложений и СПИК 2.0 ППРФ от 16.07.2020 № 1048 Об утверждении правил заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов ПП от 16.07.2020 № 1049 Об утверждении правил контроля

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

Еще по теме:

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение льготных (низко % и безпроцентных) займов, безвозвратного целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
  • консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),  бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,

Закончена Правительственная дискуссия о:

  • СПИК 2.0
  • соглашениях о поощрении и защите капиталовложений (СЗПК)

Основные изменения:

- отменен минимальный порог инвестиций в проект

- увеличен срок действия СПИК:

  • до 15 лет (инвестиции ≤ 50 млрд ₽)
  • до 20 лет (инвестиции > 50 млрд ₽)

- в рамках проекта обязательно должна применяться современная технология. Порядок формирования перечня современных технологий утвержден постановлением Правительства РФ от 21.03.2020 г. №319

- СПИК будет заключаться при одновременном участии РФ, субъекта РФ и муниципального образования

- заявки на участие в конкурсе по новому механизму будут подаваться удаленно через систему ГИСП и рассматриваться на конкурсной основе.

СПИК 1.0 и СПИК 2.0: сравнительный анализ
Чтобы сделать выводы о том, насколько регуляторные изменения в отношении СПИК 2.0 окажутся более эффективными для стимулирования притока инвестиций в экономику РФ, проведем сравнительный анализ СПИК 1.0 и СПИК 2.0.
 
Акцент на инновации.
В рамках СПИК 2.0 акцент c собственно инвестирования будет смещен в сторону передачи и внедрения инновационных технологий. Согласно СПИК 2.0 предмет контрактов может распространяться на разработку технологий для производства продукции, уникальной или конкурентоспособной на мировом рынке согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ. Перечень технологий будет привязан к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), поскольку в результате внедрения технологий должен быть получен тот или иной продукт.
Технологии из данного перечня находятся в сфере регулирования одного из следующих российских ведомств: Министерства промышленности и торговли, Министерства энергетики и Министерства сельского хозяйства. Перечень будет обновляться четыре раза в год, а устаревшие технологии будут из него исключаться (Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка формирования и актуализации перечня видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов»).
 
Конкурсный отбор для заключения СПИК 2.0.
Заключение СПИК будет проходить по результатам открытого или закрытого (в случае технологий военного, специального или двойного назначения для обеспечения обороны страны и безопасности государства) конкурса. Конкурс может проводиться по инициативе инвестора или государства. Без конкурса СПИК может быть заключен по решению президента или в том случае, если на этот конкурс была подана только одна заявка. Следует отметить, что СПИК 2.0 может быть заключен одновременно с несколькими инвесторами (участниками конкурсного отбора). Ранее контракты заключались в простом заявительном порядке с любым инвестором, соответствующим установленным требованиям.
 
Инициатор.
СПИК 1.0 инициировать мог только инвестор. Теперь, помимо инвестора, заключение СПИК 2.0 может инициировать РФ или субъект РФ совместно с муниципальным образованием.
 
Требования к объему инвестиций.
Минимальное требование об объеме инвестиций, составлявшее согласно СПИК 1.0 750 млн руб., отменяется. Теперь СПИК 2.0 смогут заключить инвесторы с любыми капиталовложениями.
 
Срок действия СПИК 2.0.
Срок контрактов продлен до 15 лет, если размер инвестиций составит до 50 млрд руб., и до 20 лет — если размер инвестиций превысит 50 млрд руб. Ранее срок действия СПИК был ограничен десятью годами (срок выхода проекта на операционную прибыль плюс пять лет) вне зависимости от суммы контракта.
 
Участие субъекта РФ.
Согласно СПИК 1.0 существовала возможность заключить федеральный или региональный контракт. Теперь будет действовать единый механизм на территории всей страны и в заключении СПИК 2.0 должны будут участвовать все уровни власти. Важным нововведением является тот факт, что СПИК 2.0 можно заключить только в том случае, если на уровне законодательства субъекта РФ предусмотрена какая-либо (хотя бы самая минимальная) поддержка инвесторов, заключивших СПИК (например, налоговая льгота, «дедушкина оговорка», упрощенный порядок выделения земельного участка, любая иная мера стимулирования). Поэтому перед подачей заявки инвестору необходимо провести анализ местного законодательства на предмет наличия таких мер.
 
Документооборот.
Процесс заключения, а также оформление реализации всего проекта в рамках СПИК 2.0 (включая изменение, контроль и расторжение контракта) станет исключительно электронным и будет осуществляться через государственную информационную систему промышленности (далее — ГИСП). Данное изменение приведет не только к автоматизации всех этапов процесса заключения СПИК 2.0, но и к унификации комплекта документов. Это существенно упростит процесс подачи заявок для инициаторов и участников СПИК 2.0.
 
Изменения в Налоговый кодекс РФ.
Заключение СПИК позволяет получить льготы по следующим видам налогов:
  • налогу на прибыль,
  • налогу на имущество,
  • транспортному налогу,
  • земельному налогу.
Ранее данные льготы имели ограничение по срокам действия (например, до 2025 г. для льгот по налогу на прибыль). Согласно СПИК 2.0 срок действия налоговых льгот не ограничен, они будут в силе в течение всего срока действия СПИК.
Также СПИК 2.0 обеспечивает неизменность оговоренных в контракте условий для инвесторов (так называемая «дедушкина оговорка»).
Однако стоит отметить, что согласно СПИК 2.0 данный порядок должен быть закреплен в соответствующем подзаконном нормативном правовом акте на дату подписания контракта.
 
При этом участникам СПИК 2.0 предоставляется выбор:
1) если выручка от предмета СПИК составит 90% и более всех доходов, то применять нулевую ставку по налогу на прибыль возможно будет ко всей налогооблагаемой базе, или
2) если выручка от СПИК составит менее 90%, то нулевая ставка будет применима к налогооблагаемой базе от деятельности в рамках СПИК (при условии раздельного учета доходов и расходов).
Для сравнения, согласно СПИК 1.0 льготная ставка по налогу на прибыль применялась только в случае превышения порога в 90% доходов. Применение налоговых и неналоговых льгот ограничивается размером государственных расходов: бюджетные вложения в проект прекратятся, если они превысят 50% от вложений инвестора в СПИК. Ранее таких ограничений не было.
 
Переходные положения
Законодательством предусмотрен переходный период, то есть при запуске механизма СПИК 2.0 механизм СПИК 1.0 продолжит существовать в ограниченном формате. СПИК 1.0 включается в Реестр СПИК в ГИСП, предусмотренный Законом о промышленной политике. Действующие на настоящий момент 45 федеральных специальных инвестиционных контрактов продолжат действовать в соответствии с их условиями (как и налоговые льготы по таким СПИК). Их изменение и расторжение будут регулироваться старыми правилами. Новые СПИК будут заключаться только в рамках СПИК 2.0 (после принятия соответствующих подзаконных актов).
Что касается налоговых льгот, то здесь отправной точкой является 1 января 2020 г.: существующие ставки по налогу на прибыль действуют до этой даты, с нее же появляется возможность применения раздельного учета для целей получения льготы по налогу на прибыль. При этом возможность выбора способа применения льготы по налогу на прибыль доступна для СПИК 2.0 и СПИК 1.0, заключенных после 1 января 2017 г. (если такая льгота предусмотрена контрактом).
Алгоритм заключения СПИК 2.0 по инициативе инвестора
Как указывалось выше, перед началом процесса заключения СПИК инвестору необходимо провести мониторинг законодательства субъекта РФ на предмет наличия мер стимулирования для инвесторов. В случае если такие меры не предусмотрены в законодательстве субъекта, возможно начать переговоры с региональными властями на предмет включения в местное законодательство тех или иных мер стимулирования для инвестора, заключающего СПИК 2.0, либо выбрать другой субъект РФ для инвестирования.
Перед заключением СПИК 2.0 инвестор должен обратиться в субъект РФ и в муниципальное образование, где планируется размещение производства, для согласования места производства промышленной продукции. При этом власти должны ответить в течение 10 рабочих дней с даты получения обращения.
После получения согласования от субъекта РФ и муниципалитета места производства инвестор может подавать предложение о заключении СПИК в Минпромторг.
Далее инвестору необходимо подать через ГИСП заявление либо с описанием характеристик продукции, которая может быть произведена на основании технологии, либо с описанием способа производства продукции (в заявлении необходимо дать описание конкурентоспособности продукции на мировом уровне).
Данное заявление проходит экспертизу специальными организациями, включенными в соответствующий перечень Правительства РФ.
На основании полученной информации Минпромторг принимает решение о проведении конкурса и начинается сбор заявок (в случае проведения открытого конкурса).
На сбор заявок отводится 35—45 рабочих дней, для того чтобы другие потенциальные инвесторы также могли подготовиться к процессу отбора. Все заявки проверяются по формальным признакам, а также проводится экспертиза рисков и возможностей проектов.
 
Для участия в конкурсе инвестору необходимо подготовить следующие документы:
1) бизнес-план;
2) финансовую модель;
3) план-график инвестиций;
4) документы, подтверждающие возможность привлечения инвестиций;
5) план-график выполнения производственных и технологических операций.
 
При выборе проектов учитывается объем производства промышленной продукции, срок внедрения технологии и технологический уровень локализации, а также наличие технологии в соответствующем перечне. Помимо этого, проводится экспертная выездная проверка, для того чтобы удостовериться в соблюдении необходимых условий на месте предполагаемого производства. В итоге специальная комиссия одобряет проект (проекты) с наилучшими результатами проверки и происходит подписание СПИК.
 
Преимущества СПИК 2.0 для инвестора
Какие основные преимущества от заключения СПИК 2.0 получает инвестор?
  • Стабильность условий ведения хозяйственной деятельности.
  • Стабильность налоговой нагрузки.
  • Налоговые льготы (налоги на прибыль, на имущество, транспортный и земельный налоги).
  • Отраслевые и иные субсидии.
  • Получение статуса «Сделано в России» (Made in Russia), при этом предоставляется отсрочка по выполнению требований локализации.
  • Доступ к госзаказу в качестве единственного поставщика (при условии инвестирования более 3 млрд рублей).
  • Льготное получение аренды публичных земельных участков под промышленную площадку.
  • Создание субъектом РФ объектов инфраструктуры под проект.
 
Возможные подводные камни: недостатки механизма СПИК 2.0
Несмотря на то, что СПИК 2.0 демонстрирует как упрощение процесса заключения самого контракта, так и улучшение регуляторных условий по сравнению со своим предшественником СПИК 1.0, его применение уже сейчас вызывает много вопросов со стороны бизнеса.
  • Одним из актуальных вопросов является процесс оценки проекта экспертами комиссии. Механизм СПИК 2.0 не предусматривает привлечения иностранных экспертов. При этом сам по себе механизм достаточно новый для российских реалий. Кроме того, высказывается мнение, что в ряде отраслей промышленности экспертизы российских специалистов может оказаться недостаточно.
  • Также в законодательстве недостаточно четко прописан порядок проведения выездных проверок в отношении поданных в конкурсе проектов, что на практике приводит к правовой неопределенности для потенциальных участников СПИК.
 
*** Изменения, внесенные в механизм СПИК 2.0, предполагают значительные улучшения в процессах для обеих сторон контракта: самого бизнеса и государства.
Тем не менее не стоит забывать, что субсидирование бизнеса хоть и является важным инструментом стимулирования экономики, но не решает ее структурных проблем.
 
Например, вопрос неразвитой конкурентной среды является значительным препятствием для притока инвестиций. В этой связи СПИК 2.0 — позитивное, но временное решение, больше направленное на селективное улучшение условий инвестиционного климата.
 
СПИК 2.0 сформулирован так, что акцент фактически делается
  • больше на разработке новых технологий и использовании отечественных НИОКР,
  • чем на распространении инноваций и трансфере результатов мировых исследований.

Таким образом, новый механизм может ограничивать вход на рынок новых игроков, использующих в своей деятельности существующие технологии.

Существенное влияние на результативность льгот и стимулов оказывает качество управления как на федеральном, так и на региональных уровнях, дружественность процедур, введение электронного механизма (ГИСП).
Однако СПИК 2.0 предполагает подготовку большого количества документов, что создает значительную административную нагрузку на бизнес. Следует отметить, что бизнесу обычно требуется время (в среднем два-три года) для того, чтобы оценить применимость новых льгот и начать их применять на практике. Процесс преобразования эффектов в управлении ресурсами в достижение конечных результатов (производительность, новая продукция) может также занять в среднем пять-семь лет. И поскольку все льготы и стимулы не дают немедленного эффекта, очень важно обеспечить стабильность и предсказуемость условий по СПИК.

Закончена Правительственная дискуссия о:

  • СПИК 2.0
  • соглашениях о поощрении и защите капиталовложений (СЗПК)
Основные изменения СЗПК от ранее заявленной схемы — в общем инвестрежиме изменение налогов (кроме НДС), сборов и других условий соглашения возможно не ранее чем через три года после подписания СЗПК.
 
В крупных проектах могут гарантироваться тарифы и исполнение инвестпрограмм госмонополий.
 
Государство может само объявлять публичные инвестпроекты и привлекать в него инвесторов.
 

Соглашение в общем инвестрежиме защищает любого инвестора, подписавшего такой договор (от 5 млрд руб. в общем случае, от 1,5 млрд руб. инвестиций в промышленности, агросекторе и «цифровой экономике», есть общие лимиты стоимости такого проекта — 25 млрд руб. и 7 млрд руб.), от изменений в течение трех лет:

  • основных налогов (кроме НДС, однако защищенными будут условия возврата НДС),
  • регуляторных актов, влияющих на его параметры,
  • а также тарифов.

В проектном режиме (от 10 млрд руб. собственных инвестиций в проект стоимостью от 50 млрд руб.) условия фиксируются в СЗПК как в ранее предлагавшейся схеме Минфина — на 6 лет (15–20 при реинвестировании прибылей).

Мало того, по запросу инвестора СЗПК защищает в этом случае и «связанные» договоры, например с госмонополиями об их тарифах или их формуле, на три года — об исполнении инвестпрограмм госмонополий. Договоры заключаются до 2030 года, срок действия последнего — до 2050 года.

Кроме того, в СЗПК можно зафиксировать и параметры господдержки проекта, если он такую получает.
 
Как и предлагалось ранее Минфином, нарушение государственными структурами обязательств влечет обязанность государства из бюджета покрыть убытки инвестора — это главный момент СЗПК.
 
Новшество последней версии — публичные инвестпроекты: правительство или регион сами могут объявлять проекты, защищенные СЗПК, и привлекать в них инвесторов на объявленных условиях, в том числе с господдержкой, в инициативном порядке.
 
СЗПК могут заключать и уже действующие компании, и SPV, и иностранцы через «дочек» в РФ.
 
Идея Минфина о финансово-инвестиционном аудите проектов (Минфином) как обязательном условии - «ключе» для подписания СЗПК снята как обязательная, но осталась как необходимая для оценки расходов бюджетной системы и как способ оценить необходимость реализации проекта в этой форме. Аудит для проектов может быть поручен ВЭБ.РФ, РФПИ, другим структурам.
 
Реестр СЗПК ведет Федеральное казначейство.
 
Меры господдержки, в том числе применяемые в СЗПК, систематизирует Минэкономики.
 
Закон предусматривает возможность вложений в рамках СЗПК в госинфраструктуру самим инвестором с зачетом налогов проекта.
 
В целом закон содержит ряд новых и декларативных, и технических норм, важных для статуса закона как нового «инвестиционного кодекса».
Например, декларации о том, что режим деятельности иноинвесторов не может быть хуже национального, о том, что участие публично-правовых образований в публичных инвестпроектах допускается, если нет возможности найти негосударственного инвестора, о принципе «минимизации госучастия в реализации инвестпроектов».

Документ опубликован на портале правовой информации.

Для инвестиционных проектов введена «стабилизационная оговорка», которая фиксирует условия в области землепользования, градостроительной деятельности и налогов.
Срок фиксации не может быть выше:
  • шести лет для проектов с инвестициями до 5 млрд рублей,
  • 15 лет для вложений на 5-10 млрд рублей
  • и 20 лет — для инвестиций от 10 млрд рублей.

У инвесторов есть однократная возможность продлить льготные условия на шесть лет.

При инвестициях больше 10 млрд рублей в оговорку максимум на три года могут быть также включены неналоговые платежи и вывозные таможенные пошлины. 

Чтобы заключить с государством (с Федерацией) СЗПК, компания должна будет вложить:
  • как минимум 250 млн рублей в проект в сфере здравоохранения, образования, культуры или физкультуры и спорта.
  • для инвестиций в проекты таких сфер, как цифровая экономика, экология и сельское хозяйство порог составляет 500 млн рублей, а для обрабатывающего производства — 1,5 млрд рублей.
  • в других сферах порог составит 5 млрд рублей.
  • в региональных СЗПК - критерии инвестиций - от 200 миллионов до 1 миллиарда рублей 
Ключевые новеллы по СЗПК: 
- заявки на субсидию принимаются напрямую от управляющих компаний, в том числе от частных управляющих компаний; 
- возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры предусмотрено непосредственно управляющим компаниям из федерального бюджета;
 
Кроме того, в рамках поручений Президента РФ в Правительстве ведется работа по разработке новой архитектуры мер государственной поддержки промышленной инфраструктуры в РФ до 2030 года.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.