Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Создаваемые Промплощадки – это полноценные объекты инфраструктуры развития малого и среднего бизнеса в приоритетной, промышленной сфере.

Презентация (пояснение)
Развитие промышленных площадок Республики Татарстан
 
Cхему развития и управления системы промышленных площадок, создаваемых под кураторством Министерства
экономики Республики Татарстан.

Создаваемые Промплощадки – это полноценные объекты инфраструктуры
развития малого и среднего бизнеса в приоритетной, промышленной сфере.
Практически любой прикладной (не финансовый) объект инфраструктуры,
создаваемый министерством, будь то бизнес-инкубатор, центр каких-либо компетенций,
промплощадка или парк имеет в основе типовой сценарий развития, а именно:
- собственное развитие (результат все запланированные при аккредитации и
предусмотренные заявленными планами развития объекты сданы в эксплуатацию);
- 100 % заполнение промплощадки резидентами;
- развитие и тиражирование перспективных производств с потенциалом
«выплескивания» за пределы промышленной площадки.
Т.е. промплощадка – вначале точка роста, промышленный инкубатор, который в
перспективе преобразовывает и дает толчок росту всей экономике соответствующего
района республики.
Собственное развитие промышленных площадок
Промышленная площадка, прежде всего, реализует замысел государства в части
предоставления имеющимся и потенциальным предпринимателям удобных,
современных и финансово доступных производственных площадей для развития
индивидуальных производств.
В этой связи развитие промышленной площадки в части ввода в эксплуатацию
новых собственных объектов, т.е. тех самых площадей для промышленного
производства представляется первоочередным.
В части этого этапа - собственного развития, когда необходимо чтобы территория
площадки оперативно заполнилась производственными площадями, предлагаем
рассмотреть вопрос организации централизованного и частично льготного кредитования
строительства новых объектов промышленного назначения, именно персонально – для
промышленных площадок.
Оформление названного кредитования возможно в форме инвестиционного
кредита с признаками ипотеки (финансирование строительства объектов
недвижимости).
Основанием для работы по предлагаемой схеме будет являться факт аккредитации
промплощадки и проект развития, утвержденный Министерством экономики,
источником финансирования – средства уполномоченных министерством коммерческих
банков, а получателем – промышленная площадка. В качестве залога предлагаем
использовать земельный участок и строящееся помещение.
По данному направлению в настоящее время существует лишь одна проблема -
общая для страны стагнация в производстве заставляет банки прогнозировать риски
выше допустимого и массово отказывать в предоставлении инвестиционных кредитов.
Данное положение возможно поправить, предоставив в части снижения рисков
гарантии Гарантийного фонда РТ.
Этот вопрос, на наш взгляд, фонду должен быть выгоден, так как выданная
гарантия в данном случае обеспечивается не каким-либо промышленным
оборудованием, момент целесообразности приобретения которого относится к ведению
предпринимателя и соответственно находится в зоне риска, а конкретным объектом
недвижимости промышленного назначения, который даже в случае банкротства
управляющей компании может быть изъят, передан новой управляющей компании и
использован по назначению, соответствующему государственным приоритетам.
Дополнительно названная схема дает основание на докапитализацию
Гарантийного фонда РТ до одного-двух миллиардов рублей и выше.
Схему возможно сделать еще интереснее и логичнее, в том числе и с прямым либо
опосредованным использованием на строительство объектов площадки средств
резидентов, когда с одной стороны каждый резидент вносит вклад в экономическое
развитие собственной площадки, а значит и своего города и района, а с другой стороны -
для него задается жесткий тренд на развитие, что исключает размещение на площадке
субъектов, развиваться особо не планирующих.
Так, в части стимулирования тиражирования организуемых производств и их
дальнейшего распространения, в том числе и за пределы промышленных площадок
представляется целесообразным прежде всего внедрение метода льготного периода
аренды с применением повышающих коэффициентов при расчете арендной платы
резидентам с последующей ежегодной, в течение пяти лет компенсацией
предпринимателям за счет средств государственной субсидии.
Получаемому производственной площадкой предлагаемым образом
дополнительному, выше рыночного доходу возможно придать целевой характер и
определить направлением использования названных средств введение дополнительных
энергетических мощностей, реализацию программ собственной энергоэффективности,
иные мероприятия развития инфраструктуры из ряда, согласованных с министерством, а
также на погашение инвестиционных (ипотечных) кредитов.
В настоящее время проведены переговоры с банком ВТБ, со стороны которого
отмечен интерес. По информации банка, в настоящее время механизм инвестиционного
кредитования строительства объектов недвижимости для аккредитованных
промышленных площадок под гарантию Гарантийного фонда РТ может быть включен в
план работы банка на 2019 год.
Заполнение
В части стимулирования заполняемости промышленных площадок, прежде всего
необходимо констатировать основные проблемы.
Так например, государственная поддержка резидентов в 2018 году
минимизирована (имелась компенсация процентных ставок по определенным кредитам
и все), что отражается на снижении конкурентоспособности аккредитованных
промплощадок по сравнению с иными промплощадками, представленными на рынке
аренды объектов промышленного назначения.
Дополнительно, в текущей экономической ситуации, с учетом усредненной
стоимости единицы промышленного оборудования для организации базового
автономного производства, входной билет на промышленную площадку для
заинтересованного предпринимателя составляет не менее 10 млн. рублей.
Указанный порог позволяет охватить не более 10-12 (3-5)* процентов
предпринимательского сообщества и с учетом того факта, что часть названных
предпринимателей на промышленных площадках в данный момент уже представлена,
негативно влияет на темпы организации новых производств.
Ввиду того, что усредненная стоимость единицы автономного промышленного
оборудования является величиной объективной, а усредненный индивидуальный
предпринимательский ресурс в планируемой зоне охвата достаточно ограничен, в
данной ситуации представляется целесообразным обратить внимание на
предусмотренные законодательством формы объединения ресурсов предпринимателей,
а именно на механизмы кооперации, в том числе и в промышленной сфере.
И здесь, как выход, предлагаем внедрение механизма производственной
кооперации, который позволит предпринимателям приобретать дорогостоящее
оборудование в коллективную собственность, в складчину, снизит порог входа на
промышленную площадку до рыночного оптимального и поспособствует организации
новых производств.
Идея уже давно муссируется в различных интерпретациях, были и есть планы по
организации центров коллективного пользования высокотехнологичным и
дорогостоящим оборудованием, были и субсидии на развитие кооперации.
Если проследить тренд средств массовой информации, вопросы использования в
развитии экономики различных форм кооперации уже становится приоритетным
трендом и на федеральном уровне.
Зашедший на промышленную площадку в качестве резидента производственный
либо иной кооператив промышленного назначения с постоянно открытой возможностью
по привлечению новых членов и дополнительных ресурсов решит проблему складчины
при организации малого и среднего промышленного производства как де факто, так и де
юро.
Индивидуальная же поддержка развития кооперативов может при этом выглядеть
следующим образом:
- государственное субсидирование производственных кооперативов на
собственное развитие до 50 млн. рублей;
- государственное субсидирование производственных кооперативов на
приобретение производственного оборудования в пропорции 50/50;
- предоставление государственных гарантий производственным кооперативам от
лица фондов и иных уполномоченных государством организаций при привлечении ими
заемных средств до 50 млн.рублей;
- предоставление льготных займов, в том числе и микрозаймов на пополнение
оборотных средств производственным кооперативам от лица фондов и иных
уполномоченных государством организаций;
- государственное субсидирование некоторых затрат производственных
кооперативов (энергия, аренда, логистика) за исключением затрат на закупку сырья и
ФОТ от 25% с ежегодным конкурсным выделением субсидий.
Важно отметить, что при финансовой поддержке конкретной кооперации
развивается не один конкретный предприниматель, а сообщество предпринимателей,
что на фоне потенциальной возможности для вступления в кооператив любого
желающего, ликвидирует формальные нарушения условий конкуренции и принесет
определенный кумулятивный эффект.
Тиражирование (выплескивание)
Как было отмечено в разделе “Собственное развитие промышленных площадок ”,
в части стимулирования тиражирования организуемых производств и их дальнейшего
распространения, в том числе и за пределы промышленных площадок представляется
целесообразным прежде всего применение метода льготного периода с применением
повышающих коэффициентов при расчете арендной платы резидентам с последующей
ежегодной, в течение пяти лет компенсацией разницы предпринимателям за счет
средств государственных субсидий.
После истечении пяти лет развития на аккредитованной площадке, компенсация
аренды предпринимателю выплачиваться перестает и он, имея затраты на содержание
арендуемых площадей выше рынка, переезжает на любое выгодное с точки зрения
оптимизации затрат место, освобождая площадь для нового, начинающего
предпринимателя.
Процесс массового инкубирования и “выплескивания” производств за территорию
промышленной площадки удобно увязать с предложенной Корпорацией МСП
технологией “выращивания”, когда индивидуальным планом развития может быть
предусмотрено как плановое расширение объемов выпуска и технологических линий
производства данного предпринимателя, так и сроки, порядок и финансовые ресурсы на
перенос производственных мощностей.
Дополнительной схемой стимулирования тиражирования (выплескивания)
организуемых производств и их дальнейшего распространения, для производственных
кооперативов со статусом резидента аккредитованной промышленной площадки
предлагаем внедрение механизма согласования параллельных, дублирующих либо
сопряженных производств в иных местах, помимо аккредитованной промышленной
площадки с сохранением основных механизмов государственной поддержки, в том
числе и по развитию названных производств.
В части государственного стимулирования развития индивидуальных
производственных бизнесов на период 2019-2024 годы считаем целесообразным
выделить в приоритет такие виды поддержки, как компенсация части процентных
ставок по привлекаемым кредитам, государственные гарантии, государственные займы
и компенсация арендной платы резидентам промышленной площадки.
Организация единой системы управления
К 2020 году система промышленных площадок будет представлять из себя
совокупность размещенных по всей республике не менее 100 достаточно затратоёмких
объектов с сотнями резидентов с общей капитализацией на уровне 5 - 20 млрд. рублей и
соответствующей суммарной выручкой.
Что названные площадки будут производить? Как и в каком направлении они
будут развиваться? Как расставить приоритеты, критерии и цели для имеющихся и
привлекаемых производительных сил и, главное, оперативно их уточнять для
максимально эффективного развития?
Все эти задачи возможно решить через организацию централизованного органа
управления промышленными площадками - Центр развития промышленного сектора
МСБ (Далее Центр).
Названный Центр может взять на себя функции по анализу потенциального рынка
сбыта, как внутреннего - так и внешнего, выявлению ниш, в том числе и в части
импортозамещения, предварительной контрактации с крупными федеральными и иными
потребителями на поставку продукции не из индивидуальных, а совокупных (по всем
площадкам) объемов производства.
В соответствии с результатами предварительной контрактации станет возможным
составление сводного, по всем площадкам, плана на производство и переход к
централизованному формированию рекомендации - задания на производство входящим
в систему промышленным площадкам, контроль исполнения планов в том числе и с
оперативной корректировкой как профилей, так и производственных мощностей
промышленных площадок.
В перспективе, правильно сориентированные в совокупности площадок
направления производств и объемы выпуска оптимизируют общий КПД и позволят
задуматься об интеграции системы промышленных площадок в систему ведущих
кластеров республики, обеспечив для их локомотивов и иных участников приток свежих
производительных сил и обеспечивая условия для дальнейшей диверсификацию ее
экономики.
Дополнительно логичным представляется возложение на центр функций
централизованного инвестиционного и иных видов консалтинга, что позволит усилить
эффект проводимой государственной поддержки, в том числе и за счет привлечения
иных, негосударственных ресурсов.
Финансирование центра возможно обеспечивать, в том числе и за счет
централизованных взносов промышленных площадок.
Спасибо за внимание!

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.