Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

СТАНДАРТ ФОНДА УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОТБОРА ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ИЗДЕЛИЯ"

УТВЕРЖДЕН
Наблюдательным советом Фонда
21.09.2018

СТАНДАРТ ФОНДА
УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОТБОРА ПРОЕКТОВ ДЛЯ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ
"КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ИЗДЕЛИЯ"

Редакция 2.0
№ СФ-И-87
Москва
2018

Предисловие
1. Разработан Федеральным государственным автономным учреждением
"Российский фонд технологического развития" (Фонд развития промышленности)
в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1388 "Об
утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий
федеральному государственному автономному учреждению "Российский фонд
технологического развития" в целях стимулирования деятельности в сфере
промышленности ".
2. Согласован с Министерством промышленности и торговли Российской
Федерации (письмо от 10.08.2018 № ОВ-51276/05), Министерством
экономического развития Российской Федерации (письмо от 23.08.2018 № 23954-
МР/Д18и).
3. Утвержден Наблюдательным советом Фонда развития промышленности
21.09.2018 (Протокол № 29, вопрос 4).
4. Введен в действие с 27.09.2018. Приказом Директора Фонда развития
промышленности от 27.09.2018 № ОД-105 "О введении в действие Стандарта
Фонда № СФ-И-87 "Условия и порядок отбора проектов для финансирования по
программе "Комплектующие изделия" (в редакции 2.0).
5. Взамен редакции 1.0, введенной в действие с 04.07.2017 Приказом Директора
Фонда развития промышленности № ОД-64 "О введении в действие Стандарта
Фонда № СФ-И-87 Условия и порядок отбора проектов для финансирования по
программе "Комплектующие изделия".
6. Для проектов, решения об одобрении которых приняты Экспертным советом
Фонда развития промышленности ранее, применяется Стандарт в редакции,
действующей на дату рассмотрения проекта.
7. Решения об изменении объема финансовой поддержки, полном или частичном
досрочном погашении займа, реструктуризации задолженности (включая
изменение параметров проекта, сроков предоставления финансирования,
графика возврата задолженности) по проектам, решение о финансировании
которых было принято ранее, принимаются Экспертным советом Фонда развития
промышленности в соответствии с порядком и условиями финансирования,
установленными стандартом, действующим на момент принятия
первоначального решения о финансировании такого проекта, за исключением
действия пунктов 7.10, 7.11 настоящего Стандарта.
По просьбе Заявителя Фонд развития промышленности при принятии
решения о реструктуризации задолженности или досрочном погашении займа
полностью или частично по инициативе Заявителя, вправе применить условия
финансирования, досрочного погашения займа, установленные стандартом,
действующим на момент принятия решения, и улучшающими положение
Заявителя в отношении изменения:
- направлений использования средств займа;
- размера и оснований ответственности за неисполнение или
ненадлежащее исполнение предусмотренных договором обязательств.
3
Содержание
1. Введение.................................................................................................................................................4
2. Основные термины и определения..............................................................................................4
3. Условия программы ...........................................................................................................................7
4. Критерии отбора проектов для финансирования...................................................................8
5. Направления целевого использования средств финансирования проекта...............12
6. Требования к Заявителю и основным участникам проекта..............................................14
7. Инструменты финансирования....................................................................................................15
7.12. Заявитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение
предусмотренных договором обязательств, включая следующие:........................................17
8. Экспертиза проектов........................................................................................................................17
9. Проведение экспертиз проектов .................................................................................................19
10. Принятие решения о финансировании проекта.....................................................................23
Приложение № 1..........................................................................................................................................25

4
1. Введение
1.1. Настоящий стандарт определяет условия финансового обеспечения
проектов - общие требования и критерии, являющиеся основаниями для отбора
проектов, а также порядок экспертизы и отбора проектов в целях их финансирования
со стороны Федерального государственного автономного учреждения "Российский
фонд технологического развития" (Фонд развития промышленности, далее – Фонд)
по Программе "Комплектующие изделия" (далее – программа).
1.2. Финансирование проектов осуществляется Фондом в соответствии со
следующими условиями:
• соответствие проекта условиям программы;
• соответствие проекта критериям отбора проектов;
• соответствие Заявителя требованиям, предъявляемым настоящим
стандартом к претендентам на получение финансирования;
• соответствие планируемых расходов перечню направлений целевого
использования предоставляемого финансирования проекта.
1.3. Целью экспертизы и отбора проектов является принятие на основе
всестороннего объективного анализа взвешенного решения о возможности и
целесообразности финансировании проекта Фондом.
1.4. Проведение экспертизы проекта представляет собой процесс его анализа
на соответствие требованиям, установленным настоящей программой,
действующими стандартами Фонда и условиям предоставления субсидий, за счет
средств которой осуществляется финансирование.
2. Основные термины и определения
Аффилированные лица – физические и юридические лица, способные
оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность, и признаваемые таковыми в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бенефициарный владелец – физическое лицо, которое, в конечном счете,
прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет юридическим лицом или имеет в
нем преобладающее участие (более 25 процентов в капитале), либо имеет
возможность контролировать его действия в силу иных оснований.
Государственная информационная система промышленности (ГИСП) -
государственная информационная система, созданная в соответствии со ст. 14
Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной политике в
Российской Федерации".
Группа лиц – совокупность физических и юридических лиц, каждое из
которых способно оказывать влияние на деятельность (или деятельность которого
находится под влиянием) таких юридических и (или) физических лиц, и (или)
находящиеся под влиянием (контролем) одного юридического и (или) физического
лица, и признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской
Федерации или в силу экономического влияния.
День – рабочий день, определяемый в соответствии действующим
трудовым законодательством, если в настоящем стандарте не указано иное.
Заем – целевой заем, предоставленный Фондом в качестве финансирования
проектов субъектам деятельности в сфере промышленности.
5
Заявитель – российский субъект деятельности в сфере промышленности,
предоставивший документы в Фонд для участия в программах финансирования.
Комплектующее изделие – изделие, представляющее собой деталь,
сборочную единицу или их совокупность, обладающее конструктивной целостностью
и предназначенное для применения в составе промышленной продукции,
перечисленной в приложении к постановлению Правительства Российской
Федерации «О подтверждении производства промышленной продукции на
территории Российской Федерации"1
.
Ключевой исполнитель – поставщик промышленного оборудования,
подрядчик на выполнение работ (услуг), на которого приходится выплата
Заемщиком более чем 20% от суммы займа в ходе реализации проекта.
Критические замечания – недостатки, выявленные в ходе экспертизы и
отбора проектов, внешние и внутренние ограничения, которые могут
препятствовать успешной реализации проекта ввиду того, что они являются
существенными и не были учтены при его подготовке, но при этом не являющиеся
безусловным препятствием для финансирования проекта Фондом.
Личный кабинет – информационная система (далее – ИС) Фонда,
обеспечивающая возможность подачи Заявителем заявки и загрузки необходимых
документов в электронном виде, а также оценки заявки на соответствие Стандарту и
проведение экспертиз Фондом. ИС располагается по адресу: lk.rftr.ru.
Менеджер проекта – назначенный уполномоченным должностным лицом
сотрудник Фонда, выполняющий функции взаимодействия с Заявителем по проекту,
организации проведения экспертиз и принятия решения уполномоченным органом
Фонда о финансировании проекта.
Независимая экспертиза проекта – экспертиза, проводимая за счет и по
поручению Фонда сторонней по отношению к Заявителю и/или участникам проекта
организацией, осуществляющей специализированную деятельность по экспертизе,
соответствующая требованиям, указанным в приложении № 3 к настоящему
стандарту.
Основные участники проекта – лица, участие которых в рассматриваемом
проекте является критичным для его успешной реализации, включая ключевых
исполнителей, обладающих компетенциями, необходимыми при осуществлении
определенных видов деятельности; лица, предоставляющие финансирование и
обеспечение по проекту (финансовые организации, инвесторы, поручители, гаранты,
залогодатели); лица, предоставляющие доступ к ключевым активам по проекту
(например, патент, технологию/ноу-хау, земельный участок); лизинговые компании;
банки.
Обеспечение возврата займа – виды обеспечения, принимаемые Фондом и
предусмотренные Стандартом Фонда № СФ-И-82 "Порядок обеспечения возврата
займов, предоставленных в качестве финансирования проектов" (далее – Стандарт
Фонда № СФ-И-82).
Общий бюджет проекта – сумма всех затрат по проекту (не включая
проценты по договору займа между Заявителем и Фондом, а также по договорам по
привлечению финансирования): общая сумма ранее осуществленных и
планируемых инвестиций в проект (понесенных не ранее двух лет, предшествующих
дате подачи Заявки), включая затраты на подготовку проекта и предпроектные
работы (подготовка проектно-сметной документации, получение необходимых
согласований и разрешений, проектно-изыскательские работы и т.д.), проектные
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719.
6
работы (строительные, монтажные, пуско-наладочные работы и т.д.), капитальные
вложения (приобретение зданий, сооружений и оборудования и т.д.), подбор и
обучение персонала, инвестиции и оборотный капитал и иные затраты.
Планируемые инвестиции в проект указываются в номинальных ценах (с учетом
прогнозной инфляции соответствующих затрат). Ранее осуществленные инвестиции
в проект указываются отдельно по фактической величине понесенных и
документально подтвержденных затрат.
Проект – совокупность организационных, технических, финансовых, кадровых
мероприятий, имеющих целью в установленные бюджет и сроки создание нового
предприятия/производства и/или его модернизацию для внедрения новых
технологий и продукции.
Сайт Фонда - www.frprf.ru.
Статус проекта "Приостановлена работа по проекту" – присваивается
проекту, по которому:
• завершена комплексная экспертиза, проект рассмотрен на Экспертном
совете, и принято решение о предоставлении финансирования, но в течение
установленного срока не заключен договор займа;2
• завершена комплексная экспертиза, проект рассмотрен на Экспертном
совете, и принято решение об отложении принятия решения по проекту до
получения дополнительной информации/устранения выявленных недостатков, но в
течение установленного срока решение не исполнено Заявителем;3
• на этапе комплексной экспертизы или по ее завершению до вынесения
проекта на Экспертный совет Заявителем не устранены недостатки, не
представлены затребованные документы, не актуализировалась информация в
течение установленного срока;
4
• Заявка отозвана Заявителем до завершения процедуры комплексной
экспертизы и отбора проектов.
Статус проекта "Прекращена работа по проекту" - присваивается проекту,
по которому:
• на этапе экспертизы и отбора проектов выявлены замечания, которые носят
критический характер и не могут быть устранены;
• на этапе входной экспертизы Заявителем не устранены недостатки, не
представлены затребованные документы, не актуализировалась информация более
4 (Четырех) месяцев;
• статус "Приостановлена работа по проекту" присвоен более 4 (Четырех)
месяцев.
Российский субъект деятельности в сфере промышленности –
российское юридическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере
промышленности на территории Российской Федерации, на континентальном
шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской
Федерации5
.
Технологическое перевооружение и модернизация – комплекс
мероприятий по повышению технологического и/или технико-экономического уровня
отдельных производств, цехов и участков в соответствии с принципами наилучших
доступных технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и
2 Срок, установленный в п.10.11 настоящего стандарта.
3 Срок, определенный решением Экспертного совета/Наблюдательного совета Фонда.
4 Срок, установленный в п. 9.20, 10.2 настоящего стандарта. 5 Определяется в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной
политике в Российской Федерации".
7
замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более
производительным.
Фонд – Федеральное государственное автономное учреждение «Российский
фонд технологического развития» (Фонд развития промышленности).
Экспертный совет – коллегиальный орган управления Фонда, к компетенции
которого относится принятие решения о предоставлении финансовой поддержки по
проектам.
Иные понятия, используемые в настоящем Стандарте, употребляются в
значениях, установленных действующем законодательством Российской
Федерации.
3. Условия программы
В соответствии с программой "Комплектующие изделия" производится
заемное финансирование проектов, направленных на организацию и/или
модернизацию производства комплектующих изделий, применяемых в составе
промышленной продукции, перечисленной в приложении к постановлению
Правительства Российской Федерации «О подтверждении производства
промышленной продукции на территории Российской Федерации" от 17 июля
2015 г. № 719.
3.1. В рамках программы осуществляется финансирование проектов,
соответствующих следующим требованиям:
• срок займа – не более 5 лет;
• общий бюджет проекта – не менее 62,5 млн руб.;
• сумма займа – от 50 до 500 млн. руб. 6
;
• целевой объем продаж новой продукции - не менее 30% от суммы займа в
год, начиная со 2 года серийного производства7
;
• наличие обязательств по софинансированию проекта со стороны
Заявителя, частных инвесторов или за счет банковских кредитов в объеме не менее
20% общего бюджета проекта.
Минимальный и максимальный размер займа определяется отдельным
решением Наблюдательного совета Фонда. Экспертный совет Фонда при принятии
решения о финансировании проекта определяет сумму и срок займа, исходя из
особенностей проекта и финансового состояния Заявителя, но не более суммы,
запрошенной Заявителем.
При расчете объема софинансирования проекта со стороны Заявителя,
частных инвесторов или за счет банковских кредитов:
− могут быть учтены инвестиции, осуществленные в проект не ранее двух лет,
предшествующих дате подачи Заявки, при условии документального подтверждения
понесенных затрат до вынесения проекта на рассмотрение Экспертным советом
Фонда;
− не учитываются инвестиции, осуществляемые (осуществленные) за счет
средств, выделяемых напрямую для поддержки проектов из бюджета (субсидии и
т.п.);
6
Минимальный и максимальный размер займа определен решением Наблюдательного совета Фонда от
30.06.2017 (протокол № 18, вопрос 1)
7 В случае, если продукт проекта используется в собственном производстве Заявителя, то для целей настоящей
программы, в целях расчета объема продажи (выручки) используется доля в выручке от реализации готового
изделия, соответствующая доле продукта проекта в его себестоимости.
8
− не учитываются доходы в виде денежного потока, генерируемого проектом.
3.2. В рамках данной программы Фонд, помимо предоставления собственного
финансирования, может осуществлять финансирование проектов совместно с
региональными фондами развития промышленности8
, с которыми заключены
соответствующие соглашения. Проекты региональных фондов должны отвечать
требованиям разделов 4 - 7 настоящего стандарта, при этом общая сумма займов,
выданных со стороны фондов по конкретному проекту, может составлять от 20 до
100 млн рублей с общим бюджетом проекта не менее 25 млн рублей.
Параметры участия каждого из фондов в софинансировании проектов
определяются соглашениями, заключаемыми между Фондом и региональными
фондами развития промышленности.
4. Критерии отбора проектов для финансирования
4.1. В рамках отбора проектов для финансирования со стороны Фонда
осуществляется оценка проектов на соответствие следующим критериям:
• рыночная перспективность и потенциал импортозамещения продукта;
• производственная обоснованность проекта и стратегическая
заинтересованность компании в его реализации;
• научно-техническая перспективность продукта и проекта, включая
соответствие принципам наилучших доступных технологий
• финансово-экономическая эффективность и устойчивость проекта;
• финансовая состоятельность Заявителя;
• качество и достаточность обеспечения возврата займа;
• юридическая состоятельность Заявителя, лиц, предоставивших
обеспечение, ключевых исполнителей и схемы реализации проекта.
Для целей настоящего стандарта Проект может соответствовать одному или
нескольким параметрам, установленным в составе критериев оценки соответствия
Проекта (за исключением следующего - обязательно соответствие одному из
параметров "Сбыт выпускаемой продукции направлен на замещение импорта на
внутреннем рынке" либо "Соответствие разработок и внедряемых технологий
принципам наилучших доступных технологий").
4.2. Для оценки соответствия Проекта критерию "Рыночная перспективность и
потенциал импортозамещения продукта" осуществляется, в частности, экспертиза
соответствия Проекта:
• наличие рынка для продукта и положительная динамика его развития;
• выпускаемая продукция имеет конкурентные преимущества относительно
российских или зарубежных аналогов, представленных на рынке, или по своим
технико-экономическим параметрам соответствует мировому уровню или превышает
его;
• наличие у получаемой в ходе реализации Проекта промышленной
продукции потенциала импортозамещения.
4.3. Для оценки соответствия Проекта критерию "Научно-техническая
перспективность продукта и проекта, включая соответствие принципам наилучших
доступных технологий" осуществляется, в частности, экспертиза соответствия
Проекта:
8 Государственный фонд развития промышленности, созданный субъектом Российской Федерации в
соответствии со ст.11 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской
Федерации".
9
• новизна технических решений относительно российского технического
уровня или мирового технического уровня (в продукте проекта);
• отнесение получаемой в ходе реализации Проекта продукции к
промышленной продукции, не имеющей аналогов, производимых в Российской
Федерации, в т.ч. подтверждение того, что выпускаемая продукция предназначена
для применения в составе промышленной продукции, перечисленной в приложении
к постановлению Правительства №719 от 17 июля 2015 г. Российской Федерации «О
подтверждении производства промышленной продукции на территории российской
Федерации";
• соответствие разработок и внедряемых технологий принципам наилучших
доступных технологий, в том числе утвержденным информационно-технологическим
справочникам по наилучшим доступным технологиям9
;
• техническая реализуемость Проекта.
4.4. Для оценки соответствия проекта критерию "Производственная
обоснованность проекта и стратегическая заинтересованность компании в его
реализации" осуществляется, в частности, экспертиза по следующим параметрам:
• наличие производственных активов на территории России для внедрения
результатов или наличие соответствующих мероприятий по созданию активов и
бюджета в бизнес-плане;
• отсутствие критической зависимости проекта от импортного сырья или
комплектующих;
• соответствие проекта основной деятельности компании и ее бизнесстратегии, стратегическая важность проекта для компании, заинтересованность
компании в его реализации;
• наличие материально-технической базы для выполнения разработки у
Заявителя;
• обоснованность графика и сроков мероприятий разработки нового продукта;
• обоснованность бюджета на разработку нового продукта;
• наличие необходимых для разработки компетенций, профессиональная
репутация проектной команды Заявителя;
• наличие конкурентных преимуществ относительно российских аналогов и
зарубежных аналогов, представленных на рынке;
4.5. Для оценки соответствия проекта критерию "Финансово-экономическая
эффективность и устойчивость проекта" осуществляется, в частности, экспертиза
финансовых ресурсов Заявителя по следующим параметрам:
• обоснованность и достаточность планируемых финансовых ресурсов для
реализации проекта;
• наличие в полном объеме необходимых финансовых ресурсов для
реализации всего проекта с учетом суммы займа и обоснования объемов
софинансирования со стороны третьих лиц;
• наличие в полном объеме необходимых финансовых ресурсов,
достаточных для обслуживания и погашения займа Фонда Заявителем, в т.ч. за счет
денежных потоков, генерируемых проектом, либо подтверждена возможность
обслуживания займа Фонда за счет денежных потоков от текущей деятельности
Заявителя;
9 Издаются в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2014 № 2178-р "Об утверждении
поэтапного графика создания в 2015 - 2017 годах отраслевых справочников наилучших доступных технологий"
(ред. от 07.07.2016).
10
• сумма чистого дисконтированного денежного потока, генерируемого
проектом (net present value, NPV), положительна;
• бизнес-план содержит необходимую информацию с обоснованными
оценками параметров, критических для достижения целей проекта, и не содержит
внутренних противоречий.
4.6. Для оценки соответствия проекта критерию "Финансовая состоятельность
Заявителя" осуществляется, в частности, экспертиза по следующим параметрам:
текущее и прогнозируемое на срок займа финансовое положение Заявителя
устойчиво с точки зрения достаточности активов и денежных потоков, отсутствуют
признаки банкротства, определяемые в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
4.7. Для оценки соответствия проекта критерию "Обеспечение возврата займа"
осуществляется экспертиза на соответствие предоставленного Заявителем
обеспечения возврата займа требованиям Стандарта Фонда № СФ-И-82,
предъявляемым к качеству и достаточности обеспечения.
4.8. Для оценки соответствия проекта критерию "Юридическая
состоятельность Заявителя, лиц, предоставивших обеспечение и схемы реализации
проекта" осуществляется, в частности, экспертиза по следующим параметрам:
• соответствие учредительных документов Заявителя, лиц, предоставивших
обеспечение, действующему законодательству;
• соответствие схемы предполагаемых сделок по проекту действующему
законодательству, включая отсутствие расчетов, проводимых с использованием
средств целевого финансирования Фонда, через кондуитные компании,
зарегистрированные в низконалоговых юрисдикциях, или с целью перечисления
средств займа бенефициарным владельцам;
• прозрачность состава участников (акционеров) / бенефициарных
владельцев Заявителя, лиц, предоставивших обеспечение;
• отсутствие открытых судебных разбирательств или неурегулированных
требований, прямо влияющих на реализацию проекта (включая разбирательства с
кредитными организациями или институтами развития), или в объеме,
превышающем 10% от стоимости балансовых активов Заявителя / лиц,
предоставивших обеспечение;
• отсутствие процедуры банкротства, ликвидации, реорганизации (за
исключением реорганизации в форме преобразования, присоединения, слияния)
Заявителя, лиц, предоставивших обеспечение (за исключением реорганизации
институтов развития и кредитных организаций, предоставивших
гарантии/поручительства, а также третьих лиц, предоставивших в залог имущество);
• наличие полномочий представителей сторон к совершению
предполагаемой сделки Заявителя, лиц, предоставивших обеспечение.
4.9. В случае привлечения для реализации проекта ключевого исполнителя
Фонд осуществляет оценку соответствия такого лица требованиям настоящего
Стандарта к ключевому исполнителю.
Для оценки соответствия проекта критерию "Производственная
обоснованность привлечения ключевого исполнителя" осуществляется, в частности,
экспертиза по следующим параметрам:
• наличие производственных активов и материально-технической базы у
ключевого исполнителя;
• соответствие выполняемых работ по проекту основной деятельности
компании;
• обоснованность бюджета;
11
• наличие необходимых для разработки компетенций, профессиональная
репутация ключевого исполнителя.
Для оценки соответствия проекта критерию "Юридическая состоятельность
ключевого исполнителя" осуществляется, в частности, экспертиза по следующим
параметрам:
• соответствие учредительных документов ключевого исполнителя
действующему законодательству и деятельности по проекту;
• прозрачность состава участников (акционеров) / бенефициарных
владельцев ключевого исполнителя;
• отсутствие открытых судебных разбирательств или неурегулированных
требований, прямо влияющих на реализацию проекта, с участием ключевого
исполнителя;
• отсутствие процедуры банкротства, ликвидации ключевого исполнителя;
• соответствие схемы предполагаемых сделок с Заявителем по проекту
действующему законодательству, включая отсутствие расчетов, проводимых с
использованием средств целевого финансирования Фонда, через кондуитные
компании, зарегистрированные в низконалоговых юрисдикциях, или с целью
перечисления средств займа бенефициарным владельцам.
4.10. Для целей настоящего стандарта идентификация бенефициарных
владельцев не проводится в отношении лиц, являющихся:
• государственными корпорациями или организациями, в которых Российская
Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования
имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;
• эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые
раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской
Федерации о ценных бумагах;
• дочерними или контролируемыми обществами иностранных организаций,
ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже,
входящей в перечень, утвержденный Банком России10, либо раскрывающими
информацию о владельцах на общедоступных ресурсах на ином основании;
• дочерними обществами иностранных структур, организационная форма
которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца.
4.11. Для целей настоящего стандарта под низконалоговой юрисдикцией
понимается территория, включенная в Перечень государств и территорий
государств, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или)
не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении
финансовых операций (офшорные зоны) (утв. Приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 13 ноября 2007 № 108н) или иной аналогичный документ,
действующий на дату проведения экспертизы.
Для целей настоящего стандарта кондуитные компании определяются с
учетом официальных разъяснений Министерства финансов Российской Федерации
в качестве компетентного органа по применению действующих соглашений об
избежании двойного налогообложения11.

10 Указание Банка России от 28.01.2016 № 3949-У "Об утверждении перечня иностранных бирж,
прохождение процедуры листинга на которых является обязательным условием для принятия Российской
биржей решения о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к организованным торгам, а также условием
для непроведения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным
имуществом, идентификации бенефициарных владельцев иностранных организаций, чьи ценные бумаги прошли
процедуру листинга на таких биржах" (или иные аналогичные указания). 11 Письмо Минфина России от 9 апреля 2014 г. № 03-00-РЗ/16236 (и иные аналогичные разъяснения).
12
5. Направления целевого использования средств финансирования
проекта
5.1. Средства, полученные для финансирования проекта со стороны Фонда,
могут быть направлены на реализацию следующих мероприятий:
5.1.1. Разработка нового продукта/технологии и подготовка его производства,
включая:
• опытно-конструкторские и опытно-технологические работы;
• технические, производственно-технологические, маркетинговые
тестирования и испытания;
• проведение патентных исследований (на патентную чистоту, выявление
охраноспособных решений и др.), патентование разработанных решений, в т.ч.
зарубежное патентование;
• сертификация и другие обязательные для вывода продукта на рынок
контрольно-сертификационные процедуры.
5.1.2. Приобретение или использование специального оборудования для
проведения необходимых опытно-конструкторских работ и отработки технологии,
включая создание опытно-промышленных установок и испытательных стендов.
5.1.3. Разработка технико-экономического обоснования инвестиционной
стадии проекта, прединвестиционный анализ и оптимизация проекта, не включая
расходы на аналитические исследования рынка. Сертификация и внедрение новых
методов эффективной организации производства (ISO 9000, LEAN и пр.).
5.1.4. Приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности
(лицензий и патентов) у российских или иностранных правообладателей.
5.1.5. Инжиниринг:
• обеспечение необходимой адаптации технологического оборудования и
инженерных коммуникаций, включая разработку технической документации, для
обеспечения внедрения результатов разработок в серийное производство;
• проектно-изыскательские работы, сбор исходных данных, разработка
концепции строительства/ремонта зданий, сооружений, коммуникаций для
организации производства;
• разработка проектной документации для объектов капитального
строительства, включая проведение экологической и иных необходимых экспертиз,
получение необходимых заключений санитарно-эпидемиологической, пожарной и
др. служб, подготовку и получение разрешения на осуществление
градостроительной деятельности;
• технологический и ценовой аудит проектов (в сумме до 0,3% от общего
бюджета проекта, но не более 5 млн рублей).
5.1.6. Приобретение в собственность12 для целей технологического
перевооружения и модернизации производства российского и/или импортного
промышленного оборудования, а также его монтаж, наладка и иные мероприятия по
его подготовке для серийного производства.
5.1.7. Общехозяйственные расходы по проекту – затраты на выполнение
функций управления и обслуживания подразделений, реализующих проект - в
объеме не более 10% от суммы займа:
12 За исключением приобретения промышленного оборудования по договорам (финансовой аренды)
лизинга.
13
• расходы на оплату труда административно-управленческого и
вспомогательного персонала (дирекция, бухгалтерия, хозяйственный отдел и т.д.) и
установленные законодательством начисления на указанные выплаты;
• командировочные и транспортные расходы проектной команды (стоимость
проезда и проживания);
• подготовка, переподготовка, обучение инженерного, производственного и
эксплуатационного персонала для обеспечения производства;
• арендная плата за используемое в проекте имущество общехозяйственного
назначения (помещения, а также движимое имущество) и расходы по оплате услуг
по его содержанию (уборка снега, мусора, вывоз твердых бытовых отходов,
дезинфекция, дезинсекция, дератизация, ремонт основных средств), оплата
коммунальных услуг (отопления, горячего и холодного водоснабжения и
водоотведения, предоставления газа и электроэнергии), потребленных на
общехозяйственные нужды;
• затраты на охрану труда и противопожарные мероприятия, расходы на
оплату услуг охраны, услуг по хранению имущества;
• расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п.
услуг, услуг связи, комиссий банков;
• приобретение расходных материалов для оргтехники, бумаги и
канцелярских принадлежностей, хозяйственного инвентаря;
• уплата налогов (на имущество, транспортного, земельного) и
государственной пошлины в отношении имущества, используемого в проекте, и
другие аналогичные по назначению управленческие расходы;
5.1.8. Расходы, связанные с производством и выводом на рынок пилотных
партий продукции (в объеме до 50% от суммы займа):
• затраты на оплату сырья, материалов и комплектующих, необходимых для
производства пилотных партий комплектующих изделий;
• расходы на испытания пилотных партий комплектующих изделий;
• затраты на оплату труда работников, занятых в производстве пилотных
партий комплектующих изделий;
• логистические затраты на поставку пилотных партий комплектующих
изделий;
• расходы на маркетинговое продвижение продукта (но не более 1 млн
рублей).
5.2. Денежные средства, предоставленные Заявителю Фондом по договору
займа, могут быть использованы исключительно на цели финансирования проекта и
расходоваться на оплату труда, приобретение товаров, работ, услуг, а также уплату
связанных с ними налогов и иных обязательных платежей.
Приобретение товаров, работ, услуг по ранее заключенным договорам с
третьими лицами может быть оплачено за счет средств займа, в случае если
завершение исполнения таких договоров приходится на период после принятия
решения о финансировании Проекта и при соблюдении условий о
софинансировании проекта, установленных в статье 3 настоящего стандарта.
Средства, полученные для финансирования проекта со стороны Фонда, не
могут быть направлены на реализацию следующих мероприятий:
• строительство или капитальный ремонт зданий, сооружений,
коммуникаций для организации производства или общехозяйственного назначения;
• рефинансирование заемных средств и погашение кредиторской
задолженности и иных обязательств, возникших до даты предоставления Займа, за
исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Стандартом;
14
• уплата процентов по заемным средствам, в том числе по Займу,
предоставленному Фондом для финансирования проекта.
5.3. Перераспределение средств займа между направлениями целевого
использования в рамках проекта в размере суммарно (за весь период пользования
займом) превышающем 10% от суммы, предусмотренной сметой проекта по
соответствующему направлению целевого использования, без увеличения итоговой
суммы сметы, возможно при условии обоснования изменений Заявителем и
получения согласования со стороны Фонда с проведением повторной
производственно-технологической и финансово-экономической экспертиз.
5.4. Оплата приобретаемых товаров (работ, услуг) за счет средств займа
ключевым исполнителям, не раскрытым на момент принятия Фондом решения о
предоставлении финансирования проекта, возможна при условии получения
согласования платежа со стороны Фонда с обязательным проведением
дополнительной производственно-технологической и юридической экспертиз
ключевого исполнителя.
6. Требования к Заявителю и основным участникам проекта
6.1. Лицо, претендующее на получение денежных средств (Заявитель),
должно соответствовать следующим требованиям:
• являться юридическим лицом - коммерческой организацией или
индивидуальным предпринимателем, получение займов для которого не запрещено
действующим законодательством или уставом Заявителя;
• являться юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем,
осуществляющим деятельность в сфере промышленности на территории
Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в
исключительной экономической зоне Российской Федерации;
• являться резидентом Российской Федерации13;
• не являться дочерним хозяйственным обществом14 юридических лиц,
созданных в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющих
местонахождение в низконалоговой юрисдикции за пределами территории
Российской Федерации;
• бенефициарный владелец Заявителя не должен являться нерезидентом
Российской Федерации, имеющим местонахождение (место жительства) в
низконалоговой юрисдикции за пределами территории Российской Федерации;
• раскрыть структуру собственности, предоставить список аффилированных
лиц и сведения о конечных бенефициарах на момент подачи заявки;
• не должно находиться в процессе реорганизации (за исключением
реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения), ликвидации
или банкротства на момент подачи заявки и/или получения займа.
6.2. Заявитель, его аффилированные лица, задействованные в реализации
проекта как основные участники, не должны иметь просроченную задолженность по
налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы
Российской Федерации, задолженность по заработной плате перед работниками,
просроченную задолженность перед Фондом, зафиксированных фактов
несвоевременного выполнения в прошлом обязательств перед Фондом, включая
13 Здесь и далее определяется в соответствии с законодательством о валютном регулировании и
валютном контроле. 14 Определяется в соответствии с ч.1 ст. 67.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
15
обязательств по возврату заемных денежных средств или по предоставлению
отчетности о целевом использовании предоставленных денежных средств.
Предоставление финансирования проектов Заявителям, входящим в одну
Группу лиц с заемщиками, имеющими просроченную задолженность перед Фондом
по займам, выданным за счет средств бюджета, осуществляется по решению
Наблюдательного совета Фонда.
6.3. В случае, если между Заявителем и Фондом на дату подачи заявки
действует договор (договоры) целевого займа или такой договор находится в
процессе заключения, то для приема Фондом заявки в работу должны выполняться
одновременно следующие условия:
• суммарная доля заимствований из средств целевого финансирования
Фонда с учетом запрашиваемой суммы займа по вновь заявляемому проекту не
должна составлять более 50% балансовой стоимости активов Заявителя на
последнюю отчетную дату;
• истекли 2 (два) отчетных периода (квартала) с даты заключения последнего
договора целевого займа15.
6.4. Наблюдательный совет Фонда определяет предельный размер
суммарной доли заимствований, предоставляемых из средств целевого
финансирования Фонда заявителям, входящим в одну Группу лиц, и устанавливает
порядок принятия решений о финансировании, в случае, если заявка от такого
заявителя приводит к превышению установленного ограничения.
6.5. Лицо, заявленное в проекте как ключевой исполнитель, должно
соответствовать следующим требованиям:
• являться резидентом Российской Федерации16 или иностранным юридическим
лицом, не зарегистрированным в низконалоговой юрисдикции;
• не должно находиться в процессе ликвидации или банкротства;
• должно осуществлять деятельность, соответствующую деятельности в рамках
проекта, и роли, заявленной в проекте (поставщик оборудования, инжиниринговая
компания и т.п.). Компетенции такого лица должны быть подтверждены предоставленной
Заявителем информацией о ранее выполненных аналогичных работах (услугах),
произведенной продукции.
7. Инструменты финансирования
7.1. Финансирование со стороны Фонда осуществляется путем
предоставления целевого займа на условиях возмездности и возвратности.
7.2. Процентная ставка по предоставляемым целевым займам составляет 1
(Один) процент годовых в первые 3 (Три) года пользования займа и 5 (Пять)
процентов годовых в оставшийся срок пользования займа.
7.3. Заем предоставляется на срок, не превышающий срок займа,
предусмотренный условиями программы финансирования. Срок займа может быть
установлен Экспертным советом более коротким, чем запрошенный Заявителем, с
учетом особенностей реализации проекта и результата финансово-экономической
экспертизы.
15 Условие не распространяется на договоры целевого займа, заключенные по программам "Лизинговые
проекты" (Стандарт Фонда № СФ-И-53) и "Внедрение системы мониторинга движения лекарственных препаратов
для медицинского применения" (Стандарт Фонда № СФ-И-105). 16 Определяется в соответствии с законодательством о валютном регулировании и валютном контроле.
16
7.4. Заявитель предоставляет обеспечение возврата займа в объеме
основного долга и подлежащих уплате за все время пользования займом процентов
в соответствии с видами обеспечения, предусмотренными Стандартом Фонда №
СФ-И-82.
7.5. Заем предоставляется путем перечисления средств на расчетный счет в
валюте Российской Федерации открытый Заявителем для обособленного учета
денежных средств, предоставленных в виде займа. В случае если проектом
предусмотрена закупка (поставка) импортного оборудования, сырья и
комплектующих изделий, а также иных операций, осуществляемых в иностранной
валюте, Заявитель открывает для обособленного учета денежных средств,
предоставленных в виде займа, также расчетный счет в иностранной валюте.
Платежи с указанных счетов осуществляются Заявителем только по
согласованию с Фондом в порядке, установленном соответствующими договорами.
7.6. Конвертация в иностранную валюту средств займа с целью размещения
на расчетном счете и начисления процентов на остатки средств по нему запрещена,
за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным
законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) импортного
оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций, связанных
с достижением целей предоставления указанных средств.
7.7. Заявитель вправе заключить с кредитной организацией, открывшей
указанный расчетный счет в валюте Российской Федерации, соглашение о
начислении процентов на остатки денежных средств по нему, при этом размер
процентной ставки не может превышать уровень ставки, установленной по договору
займа.
7.8. Погашение основного долга по займу осуществляется Заявителем
равными ежеквартальными платежами в течение последних двух лет срока займа.
Проценты по займу уплачиваются Заявителем ежеквартально, начиная с
первого квартала после выдачи займа.
Иной порядок погашения суммы займа и процентов может быть установлен
Экспертным советом с учетом особенностей реализации проекта.
7.9. Проценты начисляются на сумму задолженности по основному долгу,
исходя из фактического количества календарных дней в соответствующем
календарном месяце и действительного числа календарных дней в году.
Проценты начисляются на сумму задолженности по основному долгу за
период со дня, следующего за днем предоставления суммы займа, по дату
фактического погашения задолженности по договору, но в любом случае не позднее
даты окончательного погашения задолженности, а в случае полного досрочного
истребования Фондом текущей задолженности по займу - не позднее даты
досрочного погашения.
7.10. Заявитель имеет право досрочно погасить заем полностью или частично
в любой момент времени.
7.11. Фонд вправе потребовать уплатить вместо процентов, указанных в п. 7.2
настоящего стандарта, проценты за пользование суммой займа (или его части,
соответственно) в размере двукратной ключевой ставки Банка России, действующей
в период с момента выдачи займа и до момента его полного возврата Фонду
• при выявлении Фондом факта нецелевого использования Заемщиком
суммы займа (или его части).
17
Расчёт процентов по займу ведется с учетом изменений размера ключевой
ставки Банка России, фактически действовавшей в течение периода с момента
выдачи займа.
7.12. Заявитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение предусмотренных договором обязательств, включая следующие:
• за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по возврату
основного долга и/или уплате процентов за пользование займом - пени в размере
0,1% от несвоевременно уплаченной суммы за каждый день просрочки;
• в случае нарушения Заявителем установленного договором займа срока
предоставления отчетов о реализации проекта и отчетов о достижении целевых
показателей эффективности использования займа - пени в размере 0,001% от
суммы Займа за каждый день просрочки;
• в случае нарушения Заявителем предусмотренного договором займа срока
регистрации права залога/учета прав на заложенное имущество (если иное
предоставленное Заявителем основное обеспечение не соответствует требованиям
достаточности) - пени в размере 0,001% от стоимости предмета залога, указанной в
договоре, за каждый день просрочки.
7.13. Условиями предоставления финансирования является согласие
Заявителя:
• представлять отчеты о ходе реализации проекта и достижении целевых
показателей эффективности использования займа;
• предоставлять информацию о проекте, получившем финансовую поддержку
Фонда, и своей деятельности в сфере промышленности (производственная
специализация, регистрационные данные, финансово-экономическое состояние,
ключевые проекты, проекты импортозамещения, данные о результатах
интеллектуальной деятельности) в Государственной информационной системе
промышленности;
• обеспечить возможность контроля Фондом действий самого Заявителя и
основных участников проекта в ходе реализации проекта, целевым использованием
средств займа, состоянием обеспечения и финансовым состоянием Заявителя, лиц,
предоставивших обеспечение.
8. Экспертиза проектов
8.1. Экспертиза проектов включает в себя следующие этапы:
• Экспресс-оценка Заявки;
• Входная экспертиза Заявки;
• Комплексная экспертиза Заявки.
8.2. Прием заявки, уведомление заявителей о результатах прохождения
этапов экспертизы и отбора проектов, запросы информации и документов
осуществляются через Личный кабинет.
8.3. Заявитель после регистрации в Государственной информационной
системе промышленности/на портале Государственных услуг Российской Федерации
получает доступ в Личный кабинет, где заполняет соответствующую форму Заявки
(резюме проекта)17.
17 Если Заявитель уже имеет учетную запись на портале Государственных услуг Российской
Федерации или в Государственной информационной системе промышленности, он может
воспользоваться имеющимися учетными данными для доступа в Личный кабинет.
18
8.4. Фонд размещает на Сайте Фонда и в Личном кабинете рекомендации по
предоставлению Заявки, разработанные на основе настоящего стандарта.
До момента начала прохождения Экспресс-оценки потенциальному
Заявителю предоставляется бесплатная консультационно-информационная и
методическая поддержка в части подготовки Заявки.
Заявитель имеет право перед подачей Заявки и в ходе проведения
экспертизы обратиться в Фонд за разъяснениями относительно требований к
заполнению, оформлению и предоставлению Заявки и предоставляемых
документов.
8.5. Вопросы реализации информационной политики, а также политики
соблюдения конфиденциальности и раскрытия информации о проектах
регулируются внутренним документом Фонда, принимаемым уполномоченным
органом, перечнем сведений ограниченного распространения, соглашениями о
конфиденциальности.
Не может быть отнесена к конфиденциальной следующая информация о
проекте:
• общий размер инвестиций в проект;
• сумма финансирования, предоставляемого Фондом;
• количество и качество планируемых к созданию и созданных рабочих мест,
включая высокопроизводительные;
• сумма ожидаемых налоговых поступлений в бюджеты различных уровней;
• информация о производимой в ходе реализации проекта продукции,
указанная в заявительной документации и отчетности проекта;
• календарный план реализации проекта;
• целевой объем продаж нового продукта (продукта по новой технологии)
после выхода на серийное производство.
8.6. Комплект документов, обязательно входящих в Заявку, их формы
утверждаются Директором Фонда и подлежат обязательному размещению на сайте
Фонда.
Размещенные на сайте Фонда формы бизнес-плана, финансовой модели
проекта носят рекомендательный характер. Заявитель может представить бизнесплан, финансовую модель проекта, разработанные в соответствии с другими
рекомендациями при условии, что они содержат все необходимые разделы и
информацию в полном объеме, указанные в рекомендуемых Фондом формах.
Финансовая модель должна соответствовать описанию, расчетам и данным,
содержащимся в бизнес-плане.
В комплект документов, входящих в Заявку, обязательно включаются:
• правоустанавливающие документы Заявителя;
• документы, подтверждающие полномочия лица, действующего от имени
Заявителя;
• предложения Заявителя по обеспечению возврата займа;
• согласие Заявителя как субъекта кредитной истории на раскрытие
информации, содержащейся в кредитной истории;
• согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
данных.
8.7. До окончания проведения комплексной экспертизы Заявитель вправе
дополнить комплект документов иными документами, которые, по его мнению,
необходимы для подтверждения соответствия представляемого им проекта
требованиям Фонда.
19
8.8. В случае необходимости получения разъяснений и дополнительной
информации по вопросам, в недостаточной мере освещенным в поданной Заявке,
Менеджер проекта вправе запрашивать дополнительную информацию о проекте у
Заявителя, а также проводить встречи с ним.
8.9. Документы в составе Заявки предоставляются в электронном виде и
должны соответствовать следующим требованиям:
• все суммы денежных средств, указанные в документах, должны быть
выражены в российских рублях, при этом отдельные элементы финансовой модели
могут содержать суммы, выраженные в иностранной валюте, если это обосновано
особенностями проекта;
• копии документов должны соответствовать оригинальным документам;
• копии, предоставляемые на бумажном носителе, должны быть заверены
уполномоченным должностным лицом Заявителя, прошиты и скреплены печатью;
• текст и изображения должны быть разборчивы, не содержать исправлений
и дефектов, не позволяющих однозначно трактовать содержание документов.
8.10 Заявитель гарантирует полноту и достоверность всей представленной
информации и несет ответственность за ее умышленное искажение в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
8.11. Заявка считается зарегистрированной и попадает на рассмотрение в
Фонд после заполнения и отправки (нажатие соответствующей команды
"Отправить") Заявителем резюме проекта в личном кабинете.
8.12. При регистрации заявки осуществляются следующие действия:
• занесение данных заявки в общий реестр проектов;
• присвоение регистрационного номера;
• направление Заявителю ответа о принятии заявки к рассмотрению и
присвоении регистрационного номера.
Ответ о принятии Заявки к рассмотрению и присвоенном регистрационном
номере направляется Заявителю в течение дня после отправки им Резюме проекта
на рассмотрение в Фонд.
8.13. Заявитель вправе по собственной инициативе в любой момент до даты
рассмотрения Заявки Экспертным советом отозвать поданную Заявку, что не
лишает его возможности повторного обращения за получением финансирования
такого проекта.
Такой Заявке присваивается статус "Приостановлена работа по проекту" и
прекращаются все экспертизы по проекту.
8.14. Все уведомления и запросы (кроме случаев, когда в настоящем
стандарте указан иной способ коммуникации) направляются Заявителю через
Личный кабинет.
8.15. За проведение экспертизы проектов для целей отбора и принятия
решения о финансировании Фондом плата с Заявителей не взимается за
исключением случаев, указанных в п.9.26 настоящего стандарта.
9. Проведение экспертиз проектов
Этап I. Экспресс-оценка
9.1. На этапе экспресс-оценки проводится предварительная проверка
соответствия проекта и Заявителя установленным настоящим стандартом условиям
20
финансирования на основании анализа резюме проекта.
9.2. Срок проведения экспресс-оценки не может превышать 5 (Пяти) дней.
9.3. По результатам экспресс-оценки делается предварительный вывод о
соответствии проекта основным условиям финансирования проектов Фондом, и
уполномоченное должностное лицо Фонда принимает одно из следующих решений:
• принять Заявку и направить Заявителю письмо о направлении Заявки на
входную экспертизу с указанием перечня документов18, необходимых для
дальнейшей экспертизы. В Личном кабинете Заявке присваивается статус
"Подготовка комплекта документов";
• отклонить Заявку и направить Заявителю письмо с указанием
несоответствия резюме проекта конкретным условиям финансирования проектов,
установленным Фондом. В Личном кабинете Заявке присваивается статус
"Отправлена на доработку по результатам экспресс-оценки".
9.4. Отклонение Заявки (резюме проекта) на этапе экспресс-оценки не лишает
Заявителя возможности повторного обращения за получением финансирования
проекта после устранения недостатков.
Этап II. Входная экспертиза
9.5. Целью проведения входной экспертизы является определение готовности
документов по Заявке к дальнейшему рассмотрению проекта на этапе комплексной
экспертизы.
9.6. В рамках входной экспертизы Заявитель загружает в Личный кабинет
основные документы Заявки, требуемые для проведения комплексной экспертизы.
9.7. Документы Заявки проверяются на предмет их комплектности и
соответствия рекомендуемым формам и методическим указаниям Фонда. Каждый из
обязательных документов после соответствующей проверки акцептуется путем
проставления статуса в Личном кабинете уполномоченным должностным лицом
Фонда. Срок такой проверки не может превышать 5 (Пяти) дней по полному
комплекту документов, а по отдельно (дополнительно) предоставляемым
документам – 2 (Двух) дней.
9.8. Сотрудникам Фонда запрещается корректировать за Заявителя резюме
проекта, состав и содержание комплекта документов в составе Заявки.
9.9. В случае отказа в акцептовании одного или нескольких документов
необходимых для проведения комплексной экспертизы, Заявитель получает
соответствующее уведомление в Личном кабинете с указанием перечня таких
документов. В Личном кабинете Проекту присваивается статус "Направлен на
доработку по результатам входной экспертизы".
9.10. После получения акцепта по всем обязательным документам
уполномоченное должностное лицо Фонда присваивает Заявке статус "Комплексная
экспертиза" и направляет Заявителю уведомление об успешном прохождении
входной экспертизы с указанием назначенного Менеджера проекта.
9.11. Заявкам, по которым Заявителем не устранены недостатки, не
представлены документы, не актуализировалась информация более 4 (Четырех)
месяцев, присваивается статус "Прекращена работа по проекту".
Этап III. Комплексная экспертиза
18 Устанавливается в порядке и в соответствии с п. 8.6 настоящего Стандарта
21
9.13. С целью определения возможности и условий финансирования Фондом
проекта проводится комплексная экспертиза проекта и документов,
предоставленных Заявителем, по направлениям:
• производственно-технологическая экспертиза;
• научно-техническая экспертиза;
• финансово-экономическая экспертиза;
• правовая экспертиза.
9.14. По итогам проведения комплексной экспертизы Фонд выносит Заявку и
рекомендации по условиям участия Фонда в финансировании проекта на
рассмотрение Экспертного совета.
9.15. Менеджер проекта сопровождает Заявку и организует комплексную
экспертизу:
• обеспечивает проведение комплексной экспертизы;
• обеспечивает проведение анализа предлагаемого Заявителем обеспечения
и предполагаемых механизмов контроля целевого использования средств займа;
• формирует предварительные условия участия Фонда в финансировании
проекта Фондом с учетом суммы, срока и структуры проекта.
9.16. Общий срок проведения комплексной экспертизы не должен превышать
40 (сорока) дней с момента принятия решения о назначении комплексной
экспертизы.
В случае, если назначение комплексной экспертизы проекта
непосредственно после прохождения входной экспертизы невозможно ввиду
значительного числа уже находящихся на этой стадии проектов в Фонде, Менеджер
проекта в течение одного дня уведомляет об этом Заявителя.
По мере прохождения проектов через Экспертный совет и высвобождения
ресурсов (экспертов) Фонда проект направляется на комплексную экспертизу.
Менеджер проекта принимает решение о назначении комплексной экспертизы в
течение трех дней после получения информации о высвобождении ресурсов
(экспертов) и уведомляет об этом Заявителя в день направления проекта на
комплексную экспертизу путем изменения статуса Проекта и направления
сообщения в Личном кабинете.
В случае направления Проекта на доработку по итогам комплексной
экспертизы отсчет срока проведения комплексной экспертизы Фондом
приостанавливается и возобновляется после устранения Заявителем замечаний по
материалам проекта.
9.17. Последовательность проведения отдельных направлений экспертизы
определяется Менеджером проекта, исходя из требования проведения экспертизы в
минимальные сроки.
9.18. Фонд вправе привлекать внешних экспертов для проведения
независимой экспертизы, в т.ч. и в тех случаях, когда Заявитель уже привлекал
внешних экспертов и представил соответствующее заключение.
9.19. Фамилии экспертов, рецензирующих поданные проекты, носят
конфиденциальный характер и Заявителям, равно как и другим лицам, не
сообщаются.
9.20. Подразделения Фонда, участвующие в экспертизе проекта, имеют право
запрашивать у Заявителя комментарии, пояснения, а также дополнительные
документы, необходимые для проведения экспертизы по проекту.
В случае, если Заявитель не предоставил в течение 30 (Тридцати) дней
запрошенные документы, Менеджер проекта принимает решение о присвоении
22
такой Заявке статуса "Приостановлена работа по проекту" и прекращении
комплексной экспертизы по проекту.
9.21. В ходе проведения экспертизы Фонд использует помимо информации и
документов, предоставленных Заявителем, информацию из внешних источников,
включая прогнозы и аналитические исследования третьих лиц, электронные сервисы
государственных органов.
9.22. Сотрудникам Фонда запрещается корректировать параметры и
документацию проекта за Заявителя, предоставлять ему возможность самому
заполнять разделы экспертизы.
9.23. Комплексная экспертиза прекращается до ее полного завершения в
случае выявления любого из следующих обстоятельств:
• несоответствие проекта критериям отбора проектов для финансирования
по какому-либо из параметров, определенных настоящим стандартом;
• наличие критических замечаний по проекту, которые не могут быть
устранены в сроки, предусмотренные для проведения комплексной экспертизы;
• факт предоставления недостоверной информации;
• не устранение Заявителем недостатков и замечаний по проекту в течение
30 (Тридцати) дней после направления соответствующего уведомления
Менеджером проекта.
В случае прекращения комплексной экспертизы по указанным основаниям
проекту присваивается статус "Прекращена работа по проекту".
Уведомление о досрочном прекращении комплексной экспертизы
направляется Заявителю в течение одного дня в Личном кабинете.
9.24. Повторная экспертиза проектов проводится Фондом в следующих
случаях:
• подача Заявителем запроса об изменении условий предоставления
финансирования, предусматривающих существенную корректировку сметы
расходования средств, графика реализации проекта, обеспечения возврата средств
займа, сроков возврата, предусмотренных заключенным договором займа и
договорами, обеспечивающими возврат займа;
• повторное обращение Заявителя за получением финансирования по
проекту в случаях, указанных в п. 10.12 настоящего стандарта.
9.25. Менеджер проекта в течение 5 (Пяти) дней после получения запроса об
изменении условий предоставления финансирования принимает решение о
проведении одной или нескольких экспертиз:
• производственно-технологическая экспертиза;
• научно-техническая экспертиза;
• финансово-экономическая экспертиза;
• правовая экспертиза.
Экспертизы проводятся в порядке и в соответствии с методиками,
предусмотренными разделом 9 настоящего стандарта, и иными нормативными
документами Фонда.
9.26. Фонд взимает плату за проведение повторных экспертиз в размере 0,1%
от суммы запрашиваемого займа (основного долга по займу на дату получения
запроса Заявителя) в следующих случаях:
• при внесении Заявителем существенных изменений проекта технического
содержания, бюджета или графика и порядка реализации проекта на этапе после
23
окончания комплексной экспертизы и вынесения проекта на рассмотрение
Экспертным советом (в установленных случаях Наблюдательным советом);
• при изменении Заявителем после принятия Экспертным советом (в
установленных случаях Наблюдательным советом) решения о предоставлении
финансирования по проекту его существенных параметров технического
содержания, бюджета или графика и порядка реализации проекта;
• при изменении Заявителем существенных параметров проекта после
заключения договора займа, когда такие изменения требуют внесения изменений в
договор займа и связанные с ним договоры залога, поручительства.
• повторного обращения Заявителя за получением финансирования по
проекту, которому присвоен статус "Приостановлена работа по проекту" (при
условии, что по такому проекту проводилась комплексная экспертиза).
10. Принятие решения о финансировании проекта
10.1. После окончания комплексной экспертизы Менеджер проекта, исходя из
результатов, полученных в ходе проведения предыдущих стадий экспертизы,
готовит предварительное предложение по Основным условиям финансирования
проекта Фондом.
10.2. Заявитель по получении уведомления Менеджера проекта о завершении
комплексной экспертизы в течение 5 (Пяти) дней дополнительно предоставляет в
Личном кабинете комплект документов в соответствии с перечнем, утвержденным
Директором Фонда, подписанные Основные условия, а также, в случае
необходимости, скорректированную Заявку.
Предельный срок предоставления Заявителем указанного комплекта
документов для вынесения на рассмотрение Экспертным советом составляет 15
(Пятнадцать) календарных дней до даты заседания. По получении полного
комплекта документов проекту в Личном кабинете присваивается статус
"Экспертный совет". Внесение каких-либо изменений в Заявку, Основные условия
финансирования и документацию проекта по инициативе Заявителя на данном этапе
не допускаются.
10.3. В случае если документы не предоставляются Заявителем в указанные в
п.10.2 сроки, проект не выносится на рассмотрение Экспертного совета и ему
присваивается статус "Приостановлена работа по проекту".
10.4. Порядок созыва, проведения и принятия решений Экспертным советом
регламентируется уставом Фонда и Положением об Экспертном совете.
10.5. Для рассмотрения проекта на Экспертном совете Менеджер проекта
готовит презентацию, содержащую основную информацию по проекту, отражающую
его производственно-технологическую составляющую, экономическую
эффективность разрабатываемого продукта/технологии, основные характеристики
проекта, а также заключения по итогам проведенных экспертиз и схему участия
Фонда в проекте. Бизнес-план, резюме проекта, техническое задание, календарный
план, смета, финансовая модель проекта, заявление об обеспечении, письма
поддержки, бухгалтерская отчетность, результаты комплексной экспертизы,
предоставляются Экспертному совету как дополнительные документы,
подтверждающие и конкретизирующие информацию презентации.
10.6. Экспертный совет принимает решение:
• об одобрении предоставления финансирования для реализации проекта,
• об отказе в финансировании проекта;
• об отложении принятия решения по проекту до получения дополнительной
информации/устранения выявленных недостатков.
24
Указанные решения могут сопровождаться отлагательными условиями
предоставления займа, комментариями и рекомендациями.
10.7. По сделкам, требующим одобрения Наблюдательного совета, решение
об одобрении или отказе в финансировании проекта считается принятым после
рассмотрения соответствующего вопроса на заседании Наблюдательного совета.
Включение вопроса в повестку дня Наблюдательного совета предлагается
Директором Фонда только при условии одобрения предоставления финансирования
для реализации проекта Экспертным советом.
10.8. Фонд направляет Заявителю выписку из протокола заседания
Экспертного совета/Наблюдательного совета, содержащего принятое решение, в
течение трех дней после его подписания.
10.9. В случае принятия Экспертным советом решения об отложении принятия
решения по проекту до получения дополнительной информации / устранения
выявленных недостатков, Заявитель вправе предоставить дополнительную
информацию и/или устранить выявленные недостатки, после чего проект может
быть вынесен на Экспертный совет повторно. В случае не предоставления
Заявителем дополнительной информации / устранения выявленных недостатков в
определенные Экспертным советом / Наблюдательным советом сроки, проекту
присваивается статус "Приостановлена работа по проекту".
10.10. Информация о проектах, получивших финансовую поддержку,
размещается на Сайте Фонда.
10.11. Заявитель и Фонд заключают договор целевого займа и иные договоры,
обеспечивающие возврат займа, по формам, утвержденным Фондом, не позднее 2
(Двух) месяцев после размещения в Личном кабинете выписки из протокола,
указанной в п. 10.8 настоящего стандарта, а по сделкам, требующим корпоративного
одобрения органами Заявителя – не позднее 3 (Трех) месяцев.
В случае, если Заявитель не подписал договор целевого займа и иные
договоры, обеспечивающие возврат займа, в том числе по причине невыполнения
отлагательных условий, в указанные сроки, то Фонд отказывает в выдаче займа с
присвоением проекту статуса "Приостановлена работа по проекту".
10.12. Присвоение проекту статуса "Приостановлена работа по проекту" не
лишает Заявителя права на повторное обращение за получением финансирования
по данному проекту с проведением повторной комплексной экспертизы и повторным
вынесением на рассмотрение Экспертным советом.
Проектам, которым статус "Приостановлена работа по проекту" присвоен
более 4 (Четырех) месяцев, присваивается статус "Прекращена работа по проекту".
Документы по таким заявкам подлежат хранению в течение сроков, установленных
внутренними документами Фонда.
25
Приложение № 1
к Стандарту Фонда
"Условия и порядок отбора проектов
для финансирования по программе
"Комплектующие изделия"
1) Требования к квалификации специализированной организации для
проведения научно-технической экспертизы:
- деятельность организации в области проведения аналогичных экспертиз
проектов (инвестиционных проектов) – не менее 3 лет (здесь и далее - под
аналогичной понимается предметная научная, научно-практическая,
исследовательская деятельность в области (отрасли), в которой реализуется
проект);
- опыт проведения не менее 10 аналогичных экспертиз проектов
(инвестиционных проектов), из них не менее 3 за предшествующий год;
- наличие как минимум 20 экспертов (на основании трудового или
гражданско-правового договора), соответствующего одному из требований:
• научная степень (доктора наук, кандидата наук, PhD или
соответствующей) и стаж не менее 3 лет в предметной сфере
проведения экспертизы в университетах, научных (научноисследовательских) организациях на должности не ниже
ст.н.с./доцент, в крупных производственных, инвестиционных или
консалтинговых компаниях;
• диплом о наличии профильного высшего образования и стаж не менее
10 лет в предметной сфере проведения экспертизы на
исследовательских или инженерных должностях, или на должности,
предполагающей проведение самостоятельной экспертизы проектов, в
крупных производственных, инвестиционных или консалтинговых
компаниях;
• диплом о наличии профильного высшего образования, диплом о
получении дополнительного образования в соответствующей области
и стаж не менее 5 лет в предметной сфере проведения экспертизы на
исследовательских или инженерных должностях, или на должности,
предполагающей проведение самостоятельной экспертизы проектов, в
крупных производственных, инвестиционных или консалтинговых
компаниях;
• Индекс Хирша в одной из систем превышает 10 или наличие более 15
публикаций в рецензируемых журналах или приглашенных докладов
на международных конференциях, соответствующих по тематике, в
том числе - не менее 6 за последние 5 лет в журналах, включенных в
одну из систем цитирования Web of Science, Scopus, Web of
Knowledge, Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts,
Springer, Agris, GeoRef.
2) Требования к квалификации специализированной организации для
проведения финансово-экономической экспертизы:
- деятельность организации в области проведения финансово-экономических
экспертиз – не менее 5 лет;
26
- опыт проведения не менее 30 финансово-экономических экспертиз участия
(экспертное и/или консультационное сопровождение) в создании промышленного
стартапа, инвестирования в производственные проекты на ранней стадии или
стадии развития, из них не менее 10 за предшествующий год;
- наличие в штате как минимум 10 экспертов, соответствующего одному из
требований:
• диплом о наличии профильного высшего образования в области
"экономика", "финансы" и стаж не менее 10 лет по специальности на
должности, предполагающей проведение самостоятельной экспертизы
проектов, в крупных производственных, инвестиционных или
консалтинговых компаниях;
• диплом о наличии профильного высшего образования в области
"экономика", "финансы", диплом о получении дополнительного
образования в соответствующей области и стаж не менее 5 лет по
специальности на должности, предполагающей проведение
самостоятельной экспертизы проектов, в крупных производственных,
инвестиционных или консалтинговых компаниях.
3) Требования к квалификации специализированной организации для
проведения правовой экспертизы:
- деятельность организации в области проведения правовых экспертиз – не
менее 5 лет;
- опыт проведения не менее 30 правовых экспертиз, из них не менее 10 за
предшествующий год;
- наличие в штате как минимум двух экспертов, соответствующего одному из
требований:
• диплом о наличии профильного высшего образования в области
"юриспруденция", "правоведение" и стаж не менее 10 лет по
специальности на должности, предполагающей проведение
самостоятельной экспертизы проектов, в крупных производственных,
инвестиционных или консалтинговых компаниях;
• диплом о наличии профильного высшего образования в области
"юриспруденция", "правоведение", диплом о получении
дополнительного образования в соответствующей отрасли права и
стаж не менее 5 лет по специальности на должности, предполагающей
проведение самостоятельной экспертизы проектов, в крупных
производственных, инвестиционных или консалтинговых компаниях.
4) Привлеченные Заявителем организации для подготовки Заявки (или
отдельных документов в составе Заявки) не могут рассматриваться как независимые
специализированные организации в рамках экспертизы проекта Фондом.

 

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.