Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Нулевая ставка НДС при продаже импортного оборудования - покупателю - резиденту ОЭЗ по таможенной процедуре свободной таможенной зоны

ВАЖНО: в законодательстве могли произойти изменения. Мнение эксперта основано на положениях законодательства, действующего на дату подготовки консультации

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией.

Мы постараемся ответить на Ваш вопрос на основании документов, действующих на текущую дату

 

    Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

    Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

    • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
    • подготовка компании для применения налоговых льгот
    • иногда - реструктуризация компании
    • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

    Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

    Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

    • субсидии
    • гранты
    • целевые бюджетные средства
    • льготные займы фондов
    • льготные кредиты банков
    • земельные участки без торгов
    • льготные ставки аренды земли и имущества

    Чем еще мы можем быть полезны?

    • Аккредитация индустриал. парка ППРФ 794
    • Аккредитация пром. технопарка ППРФ 1863
    • Концепция развития парка
    • Консультации по бизнес-модели
    • Бизнес план УК, девелопера парка, резидентов парка
    • Услуги УК, тарификация
    • Юридические документы, регламенты
    • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 507 на льготы, субсидии, преференции, льготные займы
    • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 505 на компенсацию части тарифа по потребленной и оплаченной электроэнергии

     

    Еще по теме:

    Про земельные участки и налоговые льготы:

     

     

    Еще по теме преференций и льгот:

    Еще по теме:

    Оказываем содействие в получении займа ФРМ:

    - разработке бизнес плана по требованиям Фонда
    - разработке финансовой модели проекта по требованиям Фонда
    - экспертизе документов заявки по требованиям Фонда
    - сопровождении проекта (подготовка и участие в защите) проекта в Фонде
    - подготовке проектно-сметной и иной документации строительства (при необходимости)
    - подборе оборудования, технологической подготовке производства (при необходимости)
    - цифровизации, автоматизации производства, бизнес-процессов (при необходимости)

    Оказываем содействие в получениия льгот ТОСЭР:
    - разработке бизнес-плана для резидента ТОСЭР Вашего моногорода
    - разработке финансовой модели проекта резидента ТОСЭР Вашего моногорода по требованиям РОИВ
    - экспертизе документов заявки резидента ТОСЭР моногорода по требованиям РОИВ
    - взаимодействии с органами власти на этапе экспертизы документов заявки резидента ТОСЭР моногорода РОИВ
    - сопровождении проекта (подготовка и участие в защите) проекта
    - анализ (исследование) ниши рынка сбыта продукции, недвижимости, труда и т.п.
    - подготовке проектно-сметной и иной документации строительства (услуга партнера)
    - подборе оборудования, технологической подготовке производства (услуга партнера)
    - цифровизации, автоматизации производства, бизнес-процессов (услуга партнера)

    Организация - резидент Особой экономической зоны (далее также - ОЭЗ) в Калининградской области импортирует товары из стран Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) с применением таможенной процедуры свободной таможенной зоны. После переработки на территории ОЭЗ указанные товары реализуются на территории РФ (покупатели не имеют специального статуса), что сопровождается выпуском товаров для внутреннего потребления.

    Организация-импортер является лицом, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области и которое по состоянию на 01.04.2006 осуществляло деятельность на основании Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", состоит на учете в налоговых органах Калининградской области по месту нахождения организации. Организация не применяет специальные налоговые режимы, не использует право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, не осуществляет операций, не облагаемых НДС на основании ст. 149 НК РФ.

    Как происходит налогообложение НДС на каждом этапе?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

    При ввозе товаров из государств ЕАЭС с применением таможенной процедуры свободной таможенной зоны НДС не взимается. Наряду с этим организация не должна уплачивать НДС и при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области при условии использования товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, до истечения 180 календарных дней с даты выпуска.

    Операция по реализации на территории РФ продуктов переработки ввезенных в РФ товаров подлежит налогообложению НДС.

    Обоснование позиции:

    Операции по ввозу товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признаются объектом налогообложения НДС (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). При определении налоговых последствий по НДС в связи с ввозом товаров в РФ с территории государств - членов ЕАЭС приоритет имеют нормы Договора о ЕАЭС (далее - Договор) и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору) (п. 1 ст. 7 НК РФ).

    Товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, облагаются косвенными налогами (п. 1 ст. 71 Договора). Согласно п. 1 ст. 72 Договора взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему, в частности, налогообложение товаров косвенными налогами при импорте. Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в соответствии с Протоколом (смотрите также п.п. 4-6 ст. 72 Договора). При этом из п. 13 Протокола следует, что взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не осуществляется (смотрите также п. 1 ст. 201 Таможенного кодекса ЕАЭС, далее - ТК ЕАЭС).

    В таможенных правоотношениях помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при их ввозе с территории ОЭЗ на остальную часть территории РФ юридически равнозначно помещению иностранных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в иных ситуациях (письмо Минфина России от 13.12.2019 N 03-07-08/97928), что предполагает уплату ввозных таможенных пошлин и налогов (пп. 1 п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС, смотрите также ст.ст. 150, 160, п. 5 ст. 164 НК РФ).

    Однако пп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ установлено, что при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области суммы исчисленного НДС налогоплательщиками не уплачиваются при условии, что на дату выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой они не применяют специальные налоговые режимы, не используют право на освобождение, предусмотренное ст. 145 НК РФ, и за налоговый период, предшествующий дате выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой, не осуществляли операции по реализации товаров, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ, если иной порядок уплаты налога не предусмотрен абзацем третьим указанного подпункта.

    Данный порядок налогообложения вправе применять налогоплательщики, которые на дату выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области являются резидентами, включенными в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области, либо лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые по состоянию на 01.04.2006 осуществляли деятельность на основании Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", состоящие на учете в налоговых органах Калининградской области по месту нахождения организации (месту жительства физического лица - индивидуального предпринимателя) (абзац второй пп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ).

    Организация-импортер в анализируемой ситуации отвечает приведенным требованиям.

    Кроме того, для освобождения от уплаты "ввозного" НДС необходимо, чтобы товары были использованы для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, до истечения 180 календарных дней с даты выпуска в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области. В противном случае суммы налога, исчисленные при таможенном декларировании, подлежат уплате в бюджет соответствующими налогоплательщиками в порядке, предусмотренном абзацем первым п. 1 ст. 174 НК РФ, по итогам налогового периода, в котором истекают 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области (абзац третий пп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ). Уплаченные в таком случае суммы НДС могут быть приняты к вычету после использования товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения и подлежащих налогообложению в соответствии с главой 21 НК РФ (п. 14 ст. 171 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 29.08.2016 N 03-07-08/50268).

    Что касается операции по реализации в РФ товаров, полученных в результате переработки товаров, ввезенных из государств - членов ЕАЭС, то она признается объектом налогообложения НДС (п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 147 НК РФ). Поскольку оснований для применения норм ст. 149 НК РФ в данном случае не прослеживается, у организации-импортера возникает обязанность по начислению НДС на стоимость реализуемых товаров, исчисленную исходя из рыночных цен (п. 1 ст. 154 НК РФ), с использованием предусмотренных ст. 164 НК РФ налоговых ставок.

    Заметим, что пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ предусматривает, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации, в частности, товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Для этого необходимо представить в налоговый орган документы, установленные пп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ, в том числе контракт (копию контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток или с участником свободной экономической зоны. Учитывая, что в данном случае покупатели к указанным категориям лиц не относятся, полагаем, что организация-продавец не сможет применить налоговую ставку 0 процентов (смотрите также письма Минфина России от 28.04.2017 N 03-10-11/26344, от 01.11.2016 N 03-07-08/63836, от 19.08.2015 N 03-07-08/47776). Соответственно, будет применяться налоговая ставка 10 или 20 процентов.

    Ответ подготовил:

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

    Ответ прошел контроль качества

    29 июня 2020 г.

     

     

    НДС не уплачивается при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны (п. 2 ст. 151 НК РФ).

    При ввозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны,

    • на остальную часть таможенной территории РФ (то есть вывоз за пределы ОЭЗ),
    • или же в пределах свободной таможенной зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны,

    налоговая база по НДС определяется в общем порядке, установленном для ввоза товаров (т.е. как сумма таможенной стоимости товаров, подлежащих уплате таможенной пошлины и акцизов) с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством РФ (п. 5 ст. 160 НК РФ).

    При реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяется налоговая ставка 0% (новая редакция пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом подтверждающими применение налоговой ставки 0% документами являются контракт (копия контракта) с резидентом ОЭЗ, копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ, таможенная декларация с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны (пп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ). При непредставлении документов по истечении 180 дней со дня выпуска товаров в таможенном режиме свободной таможенной зоны товары подлежат обложению по общим ставкам (18% или 10%).

    Вопрос: ООО является поставщиком оборудования для резидента технико-внедренческой ОЭЗ. Покупатель помещает приобретенное оборудование под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Может ли ООО (поставщик), не являющийся резидентом ОЭЗ применить нулевую ставку НДС при реализации импортных товаров резиденту ОЭЗ?

    Ответ:

    При реализации товара резиденту технико-внедренческой особой экономической зоны и помещении покупателем данного товара под таможенную процедуру свободной таможенной зоны организация-поставщик вправе применять ставку НДС 0% при наличии соответствующих документов.

    Обоснование:

    Согласно положениям пп. 1 п.1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0%.

    Таможенная процедура свободной таможенной зоны согласно ст. 201 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза это - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

    В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ в случае, если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов представляются следующие документы:

    • контракт (копия контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток или с участником свободной экономической зоны;
    • копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента территории опережающего социально-экономического развития, выданного управляющей компанией, определенной Правительством Российской Федерации в целях осуществления функций по управлению территориями опережающего социально-экономического развития, или копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента свободного порта Владивосток, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, или копия свидетельства о включении участника в реестр участников свободной экономической зоны, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
    • таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны либо при ввозе в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта или при вывозе припасов, таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, и таможенного органа, который уполномочен на совершение таможенных процедур и таможенных операций при таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны и в регионе деятельности которого расположена портовая особая экономическая зона;
    • документы, предусмотренные подпунктом 1 настоящего пункта, в случае ввоза в портовую особую экономическую зону товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта или при вывозе припасов.

    На основании положений п. 3 ст. 36 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на территориях промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон могут размещаться и использоваться товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары Таможенного союза, не помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и иностранные товары, помещенные под иные таможенные процедуры.

    Согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» при помещении товаров под таможенную процедуру СТЗ, применяемую на территории технико-внедренческой ОЭЗ, декларантом товаров может выступать только резидент ОЭЗ, на территорию которой ввозятся такие товары.

    Возможность применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком, реализующим товары резиденту технико-внедренческой ОЭЗ, поставлена в зависимость от помещения покупателем приобретенных товаров под таможенную процедуру СТЗ, а также от предоставления им налогоплательщику документов, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта 5 пункта 1 статьи 165 НК РФ, которые в дальнейшем представляются налогоплательщиком в налоговые органы.

    Согласно п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска - для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.

    При этом п. 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок принятия к вычету этого налога в отношении операций по реализации товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке, согласно которому вычет налога по приобретенным товарам (работам, услугам) производится на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ.

    На основании п. 9 ст. 167 НК РФ при оказании товаров, облагаемых по нулевой ставке налога на добавленную стоимость, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

    Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), облагаемых при реализации по нулевой ставке налога на добавленную стоимость на основании пп. 1 п. 1 статьи 164 НК РФ, принимаются к вычету в том налоговом периоде, в котором определяется налоговая база по реализованным товарам.

    Автор: Даненков А.А.
    ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс

    15.11.2019

     

    Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

    • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
    • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
    • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
    • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
    • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
    • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
    • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
    • Избавляем от необходимости:
      • прочтения 100х страниц разной документации,
      • прочтения 100х страниц законов, НПА,
      • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
      • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
      • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
      • траты 100х часов на вопросы/ответы,
      • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
      • покупки специализированного ПО,
      • другие расходы на свой штат
    • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
    • Отвечаем на вопросы:
      • Какие есть программы, льготные финансы?
      • На что дают деньги?
      • Кому дают, а кому - нет?
      • Как в них участвовать?
      • Какие требования?
      • Какие есть "подводные камни"?
      • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
      • Как повысить шансы заявки победить?
      • Какие суммы реально получить?
      • Какая документация нужна?
      • Как ее сделать?
      • Чем мы можем посодействовать?
      • Как лучше "упаковать" проект?
    • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

    Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

    • для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры - разработка: юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
    • консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
    • содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
    • разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
    • привлечение партнеров в проект, бизнес.

    При необходимости - обращайтесь к нам!

     

    Форма
    Действующее положение доступно по ссылке Положение

    Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

    Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

    • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
    • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
    • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
    • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

    Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.