Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

"Менять правила в ходе игры - в наших правилах" Закон 300-ФЗ отменил обещанные инвесторам территорий опережающего развития ТОСЭР льготные ставки страховых взносов в пенсионный фонд, фонды социального, медицинского страхования для ранее нанятого персонала

Что принесли ожидаемые многими поправки в НК РФ (в статью 427 НК и другие), внесенные Федеральным Законом 300-ФЗ от 03.08.2018?

Муниципалитеты и будущие резиденты ожидали, что положение резидентов ТОР Дальнего Востока (ТОР ДВ) и свободного порта Владивосток  (СПВ) будут выровнено с положением резидентов ТОСЭР моногородов в части сроков входа в ТОР для получения максимального набора льгот... Не произошло.

1. Период вхождения резидентов в ТОСЭР моногородов с максимальным набором льгот - не продлен (по-прежнему 3 года)

Период вхождения резидентов в ТОСЭР моногородов с максимальным набором льгот - не продлен (по прежнему 3 года) - в отличие от ТОР на территории Дальневосточного федерального округа, свободного порта Владивосток:

“... Пониженные тарифы страховых взносов, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, применяются в отношении резидента территории опережающего социально-экономического развития (за исключением резидента территории опережающего социально- экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа), получившего такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей территории опережающего социально-экономического развития..."

Ранее ФНС разъясняла (см.ниже переписку), что льготные ставки применяются по всем сотрудникам, связанным с реализацией проекта, в том числе и привлеченным по ГПХ, а также находящимся физически за пределами ТОСЭР, но связанными с реализацией проекта непосредственно.

2. Про льготные ставки страховых взносов по договорам ГПХ можно забыть!

Теперь пониженные ставки распространяются только на трудовые договоры.

 

Ранее ФНС разъясняла (см.ниже переписку), что льготные ставки с момента включения в реестр - применяются по всем сотрудникам, связанным с реализацией проекта, в том числе и нанятым до включения в реестр. Все, можно забыть про это

3. Про льготные ставки страховых взносов по трудовым договорам, заключенным с работниками ранее включения в реестр резидентов ТОСЭР тоже можно забыть!

Теперь пониженные ставки распространяются только на трудовые договоры, заключенные в период действия соглашения (после включения в реестр)

Беда еще в том, что резиденты не просто недополучат льгот, и это происходит не по их вине (пока чиновники месяцами рассматривают и согласовывают проект - по одному из резидентов потрачено 4,5 (!) месяца "на процедуру"), работа по проекту не останавливается, сотрудники трудоустраиваются, капитальные вложения осуществляются), а потом они "не идут в зачет" и льгот на них не предоставляют... Весело...

Получается, теперь резиденту будет необходимо вести раздельный учет сотрудников нанятых ранее (по их ФОТ обычные ставки) и сотрудников, нанятых после включения в реестр (по их ФОТ сниженные ставки страховых взносов)

Указанный ФЗ-300 фактически делает недействительными все ранее полученные разъяснения от Минфина и ФНС - см. ниже переписку с Минфином и ФНС по льготам страховым взносам резидентам ТОСЭР моногородов

4. Противоречие в сроке применения льготных ставок страхвых взносов в соглашении с резидентом и в 300-ФЗ

Данное противоречие будет видимо решаться в суде. Понятно, что сила Федерального закона выше силы Постановления Правительства о создании ТОСЭР в конкретном муниципальном образовании, но неоднозначно, какой позиции будут придерживаться суды в части льготных ставок страховых взносов в период после прекращения действия ТОСЭР и соглашения, но до истечения 10 лет с даты заключения соглаления.

В новой редакции 427 статьи НК (введен пункт 10.1):

"10.1. Плательщики, указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус...."

А соглашение с резидентом - заключается на срок с даты подписания (например, спустя 1, 2, 3 года с даты создания ТОСЭР) до даты завершения сущестования ТОСЭР (в любом случае не более 10 лет)

Например:

2.1. Соглашение заключается на срок до 1 января 2028 года и вступает в силу с даты его подписания Сторонами.
2.2. Срок действия Соглашения может быть продлен по взаимному согласию Сторон на срок, не превышающий срок существования территории опережающего развития.

Пример:

ТОСЭР создана с 01.01.2018 по 01.12.2028

Резидент заключил соглашение и включен в рееестр резидентов 01.04.2020 (то есть спустя 2 года и 1 квартал)

Действие соглашения (и пониженные ставки налога на прибыль, на зелю, имущество, страховых взносов) предусмотрены с 01.04.2020 по 31.12.2027 (то есть 7 лет и 3 квартала)

А согласно 300-ФЗ предприятие вправе начислять страховые взносы по пониженным ставкам с 01.04.2020 по 01.04.2030 (10 лет)

И вот начисление взносов по пониженным ставкам с 01.01.2028 по 01.04.2030 (еще 2 года и 1 квартал после прекращения действия ТОСЭР и соглашения) и являются предметом противоречий и видимо предметом для судебного разбирательства. Понятно, что сила Федерального закона выше силы Постановления Правительства о создании ТОСЭР в конкретном муниципальном образовании, но неоднозначно, какой позиции будудт придерживаться суды.

5. Не скорректирован характер отклонений фактических показателей от плановых (по прежнему 25% в любую сторону)

Мы ожидали, что оставят только знак - “минус” недовыполнение (отклонение в меньшую сторону) было бы логично: недовыполнение иногда связано с предумышленным ЗАВЫШЕНИЕМ плановых показателей с целью "пройти" - получить одобрение и льготы
А перевыполнение - наоборот, скорее должно поощряться (в любом случае надо разбираться в причинах, возможно - проводить факторный анализ влияния причин и т.п.)
Например, "перевыполнение" плана по сумме капитальных вложений может объясняться банальным повышением цен на импортное (из-за валютных курсов) или отечественное (по причине ничем не оправданного роста цен) оборудование, что является весьма распространенной ситуацией... А поскольку прогноз предприятием составляется на 10-15 лет в ситуации, когда осложнен прогноз даже на ближайшие годы - то во-первых, просто расторгать - несправедливо и нужно выяснять причины

Предприниматели, получающие статус резидента территории опережающего развития в монопрофильных муниципальных образованиях (ТОСЭР моногорода), рассчитывали, что Правительство внесёт коррективы в соглашение с резидентом в части условий расторжения соглашения с резидентом, предусматривающим, что одним из условий расторжения соглашения (и, как следствие, возврата в бюджет разницы между суммами налогов, исчисляемых по полной ставке налогов и страховых взносов и суммами, исчисленными и уплаченными по льготной - сниженной ставке) будет невыполнение плановых показателей создание новых рабочих мест и инвестиций в капитальные вложения в меньшую сторону, то есть недовыполнения на более чем 25%, а перевыполнение (то есть в большую сторону - осуществление бОльшей суммы капитальных вложений и создание бОльшего количества рабочих мест по отношению к плановым показателям соглашения) - не будет являться основанием для расторжения соглашения.

Действующая редакция соглашения предусматривает расторжение обоих ситуациях

Утверждать, что в результате превышения фактических показателей над плановыми по сумме капитальных вложений и созданию новых рабочих мест происходит снижение бюджетной эффективности проекта - необоснованно (каждый из проектов следует проверять расчётами)
В большинстве случаев в горизонте 10-15 лет сумма налоговых отчислений проекта - превышает сумму льгот!
Поэтому ограничивать период рассмотрения проектом только датой завершения налогового режима ТОСЭР (7-9 лет) без учета последующих лет - неправильно (реализация проекта в своей эксплуатационной стадии продолжает генерировать налоговые отчисления, причём уже по общим ставкам, а не по льготным)
Для справедливого и равного отношения следует рассматривать все проекты в горизонте 15 лет независимо от даты "входа проекта" в ТОСЭР

В разговоре по телефону сотрудник Минэкономразвития России пояснил, что превышение фактических показателей над плановыми (прогнозными - в соглашении) также является нарушением, поскольку в случае превышения фактических показателей над плановыми ухудшается (а точнее - может ухудшиться бюджетная эффективность проекта).

Бюджетная эффективность проекта (отношение налоговых льгот - выпадающих доходов бюджета к сумме налогов к уплате за рассматриваемый период) должна быть больше единицы (то есть будущее отчисления в бюджет должны превысить сумму будущих выпадающих доходов в связи с исчислением налогов и взносов по пониженным льготным ставкам) - это условия одобрения заявки резидента

В Татарстане бюджетная эффективность считается только по региональному бюджету (это самые строгие правила и это представляет определенную трудность  для проектов с большими суммами капиталовложений - часто в горизонте 6-8 лет бюджетная эффективность регионального бюджета по таким проектам - не достигается, а достигается в горизонте 9-11 лет), соответственно, для резидентов, которые входят в ТОСЭР на 2 3 год его создания - этот показатель может быть меньше единицы

По-прежнему считаем, что необходимо внести корректировки в нормативную документацию и устранить вышеописанные барьеры и риски. Учитывая, что первоначально будущим резидентам при создании ТОСЭР муниципалитеты давали разъяснения именно таким образом.

Следующий момент: двусмысленность и неоднозначность толкования

Будущими резидентами было указано на двойственность понятия рабочие места и численность персонала. На сегодняшний день в соглашениях многими резидентами указывалось именно численность персонала учитывая что муниципалитеты намеревались проверять достижения этого показателя сравнением планового штатного расписания с количеством заключенных трудовых договоров, отчетности в ФНС о среднесписочной численности персонала и отчётами соответствующих фондов

Также от налоговых органов были получены разъяснения о допустимости гражданско-правовых договоров при реализации проектов тосэр и о том что льготные ставки страховых взносов на обязательное пенсионное медицинское социальное страхование распространяются также на гражданско-правовые договора они только трудовые договора самое главное должна быть прямая взаимосвязь этих договоров с реализацией инновационного проекта о чём непосредственно написано в соглашение с резидентом

Принятый 3 августа федеральный закон номер 300 фактически отменил эти разъяснения поскольку конкретизировал четкое понятие что только по трудовым договорам применяются льготные пониженные ставки страховых взносов, что ухудшает положение налогоплательщиков во-первых Это не применимо по налоговому законодательству во-вторых федеральные законы ухудшающие положение налогоплательщиков принимается в особом порядке и за значительный срок до вступления в их силу

Также Федеральным Законом введны понятия вновь созданные рабочие места и физические лица, занятые на этих РМ - они изложены таким образом, что возникает серьезные противоречия между показателями в заключенных соглашениях и фактической отчётности.

Пример (частный случай):

Количество рабочих мест в заключенном соглашении указано - 50

Фактическое количество трудовых договоров заключенных с физическими лицами - 93

Cогласно устным комментариям сотрудника Минэкономразвития России - пониженные ставки обязательного пенсионного медицинского социального страхования следует применять только по трудовым договорам в количестве, указанном в соглашении и льготная пониженная ставка к другим трудовым договорам (с 51 по 93) - не применяется (!)

А если расчитываешь взносы по льготным ставкам - то разница между льготной и обычной ставкой должна быть возвращена в бюджет (!)

 

... Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.

Под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" или Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее в настоящем пункте - соглашение об осуществлении деятельности).

При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности...

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 5 ЧАСТИ ПЕРВОЙ И СТАТЬИ 422 И 427 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
Принят Государственной Думой 26 июля 2018 года  
Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года
Ст. 1 вступает в силу с 01.01.2019.
 
Статья 1
"Статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2001, N 53, ст. 5026; 2004, N 31, ст. 3231; 2006, N 31, ст. 3436; 2008, N 48, ст. 5519; 2013, N 30, ст. 4081; 2016, N 18, ст. 2506; N 22, ст. 3092; N 27, ст. 4176) дополнить пунктом 4.2 следующего содержания:
"4.2. Положения актов законодательства о налогах и сборах, изменяющие налоговые ставки, тарифы страховых взносов, налоговые льготы, порядок исчисления налогов и страховых взносов, порядок и сроки уплаты налогов и страховых взносов, вводящие новые налоги, страховые взносы для организаций или индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития либо статус резидента свободного порта Владивосток, в части правоотношений, связанных с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" либо Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток", не применяются до окончания налогового периода по соответствующему налогу и (или) расчетного периода по страховым взносам, в которых истекли десять лет со дня получения налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития либо статуса резидента свободного порта Владивосток, при условии, что такие акты законодательства о налогах и сборах вступили в силу после получения им соответствующего статуса.".
 
Статья 2
 
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2016, N 27, ст. 4176; N 49, ст. 6844; N 52, ст. 7497; 2017, N 1, ст. 16; N 49, ст. 7307, 7325; 2018, N 1, ст. 20; N 18, ст. 2565) следующие изменения:
 
1) подпункт 7 пункта 1 статьи 422 изложить в следующей редакции:
"7) стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае использования отпуска за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работник и неработающие члены его семьи проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации;";
 
2) в статье 427:
а) пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Плательщики, указанные в подпункте 11 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса участника свободной экономической зоны начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус.
Пониженные тарифы страховых взносов, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, применяются в отношении участников свободной экономической зоны, получивших такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей свободной экономической зоны.
Для плательщиков, утративших статус участника свободной экономической зоны, пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, не применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был утрачен такой статус.";
 
б) дополнить пунктом 10.1 следующего содержания:
"10.1. Плательщики, указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.
Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. В целях настоящего пункта под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" или Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее в настоящем пункте - соглашение об осуществлении деятельности).
При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" ведение реестра резидентов свободного порта Владивосток, организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", представляют в налоговые органы в порядке, определенном соглашением об информационном обмене, информацию о получении и об утрате плательщиком страховых взносов статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток, а также информацию об изменении перечня рабочих мест плательщика, относящихся к новым рабочим местам.
Для плательщиков, утративших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития или статус резидента свободного порта Владивосток, пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, не применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был утрачен соответствующий статус.
Пониженные тарифы страховых взносов, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, применяются в отношении резидента территории опережающего социально-экономического развития (за исключением резидента территории опережающего социально-экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа), получившего такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей территории опережающего социально-экономического развития.
Пониженные тарифы страховых взносов, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, применяются в отношении резидента территории опережающего социально-экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, резидента свободного порта Владивосток, получивших соответствующий статус не позднее 31 декабря 2025 года, при условии, что объем инвестиций в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности составляет не менее:
500 тысяч рублей - для резидента территории опережающего социально-экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа;
5 миллионов рублей - для резидента свободного порта Владивосток.".
 
Статья 3
 
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2019 года.
3. Положения пункта 4.2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к актам законодательства о налогах и сборах, вступившим в силу после 1 января 2019 года, и распространяют свое действие также на резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, резидентов свободного порта Владивосток, получивших соответствующий статус до 1 января 2019 года.
4. Действие положений пункта 10.1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, и резидентов свободного порта Владивосток распространяется на правоотношения, возникшие с 26 июня 2018 года.
 
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
3 августа 2018 года
N 300-ФЗ

 

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.